mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Спецтехника Омского аэропорта: ветераны и новая смена. Часть 1

Когда заходит речь об аэропортах, первые мысли всегда возникают о взлётах и посадках самолётов, об аэровокзальной суете и прочих вещах, знакомых каждому авиапассажиру. Но многое из настоящей жизни аэропорта остаётся за кадром, а ведь и взлёты, и посадки были бы невозможны без постоянной ответственной работы людей на земле. Для выполнения своих задач наземные службы используют самые различные специальные машины, многие из них предназначены только для аэропортов и их нельзя встретить где-то ещё.
В Омском аэропорту имеется достаточно большой парк специальной техники. Пожалуй, самые впечатляющие машины - это аэродромные снегоочистители для расчистки взлётно-посадочной полосы. В нашем аэропорту их три, самый старый из них - это ДЭ-235, выпущенный в 1991 году на Минском НПО "Дормаш".




Специальные аэродромные снегоочистители в Минске начали разрабатывать ещё в конце 60-х, одной из причин форсирования разработки такой техники стала катастрофа Ту-114 в 1966 году, когда самолёт при взлёте зацепил сугробы на недостаточно расчищенной ВПП, рухнул на землю и сгорел. ДЭ-235 представляет собой уже третье поколение машин такого класса, выпускавшихся на "Дормаше".



"Голова" ДЭ-235 - это одноосный тягач МоАЗ-6442, а для размещения снегоочистительного оборудования изготавливался специальный полуприцеп. На машине использовалось три основный снегоуборочных рабочих органа: большой отвал очищал покрытие ВПП от основной массы снега, вращающаяся щётка вычищала остатки, а создаваемая специальным генератором струя воздуха сдувала вбок снег, сметённый щёткой. Привод щётки и генератора воздушного потока осуществлялся от отдельного дизельного двигателя 1Д12БМ, находившегося в задней части полуприцепа. На данном экземпляре генератор воздушного потока демонтирован вместе с воздуховодами, и видно круглое отверстие, через которое проходил вал привода вентилятора.



Кроме этого, ДЭ-235 могла комплектоваться дополнительным рабочим органом - тележкой с реактивным двигателем Д-30 (применявшимся, в частности, на Ту-154), создававшим мощный поток тёплого воздуха, использующийся для борьбы с обледенением полосы. Используя все четыре рабочих органа, ДЭ-235 мог очистить полосу максимально тщательно.
До прошлого года в аэропорту "крокодилов", как называют ДЭ-235 работники наземных служб, было в строю два, но в связи с обновлением парка снегоуборочных машин один из них пошёл под списание.

В 2011 году на замену списанному "крокодилу" пришла новая снегоуборочная машина - Schmidt TJS-420.



Здесь отечественный только тягач - КамАЗ-6520.



Как и ДЭ-235, новая машина оборудована широким отвалом, щёткой и генератором воздушного потока, расположенным в задней части полуприцепа.

Почти такую же компоновку имеет и третья спецмашина - Overaasen SB-470, поступившая в 2007 году.



Но на ней установлены не одна, а две щётки, и двигатель привода снегоуборочных механизмов находится на тягаче, в роли которого выступает MAN 19.343.



На фото сзади хорошо видно, как выглядит машина после выполнения своей работы.

Кроме комбинированных снегоочистителей, в аэропорту используются и обычные шнекороторные снегоочистители, такие как этот Д-902.



Он смонтирован на шасси Урал-375Е и имеет два двигателя - один для передвижения, и один для привода шнекоротора. Дополнительный двигатель на машине установлен такой же, как на ДЭ-235 - 12-цилиндровый дизель 1Д12БМ мощностью 400 л.с.

Ещё одна машина на базе Урала-375Д изготовлена для нужд наземных служб кустарным способом в мастерских - это так называемая "ветровая машина".



Её назначение - сдувать с полосы снег и мусор мощным потоком горячего воздуха.



Для этого в задней части машины установлен авиационный двигатель, отработавший свой ресурс на самолёте.

Для очистки от снега более мелких объектов, чем ВПП, в аэропорту используются комбинированные машины типа ПР-130М на базе ЗиЛ-130 (ЗиЛ-431410), оборудованные отвалом и щёткой.



ПР-130М также используются для разбрасывания песка и сыпучих химических реагентов для борьбы с обледенением покрытия ВПП и рулёжек.

В прошлом году аэропорт получил новую машину для борьбы с гололёдом - КО-829А1 на базе КамАЗ-43253.



В отличие от ПР-130М, новая машина предназначена для использования жидких реагентов, для этого она укомплектована специальными распылителями.

Есть в аэродромном автопарке и специальная машина для нанесения разметки на ВПП, рулёжки и стоянки. Это ДЭ-21 на базе ГАЗ-53, такие же машины используют и городские дорожники.



На платформе машины установлен бак для краски, компрессоры, пульт управления и места для операторов, а за платформой, в задней части машины, установлен рабочий орган с форсунками, опорными колёсами и прочими необходимыми элементами.

Ещё одна машина, предназначенная для поддержания территории аэропорта в надлежащем состоянии - трактор Valtra T191, поступивший в 2011 году.



Основное назначение трактора - скашивание травы на территории с помощью прицепной косилки, но наверняка для мощной машины найдутся и другие дела.

Ещё одна многочисленная группа техники - спецавтомобили для заправки самолётов топливом и техническими жидкостями. Один из них - маслозаправщик МЗ-66А-01 на базе ГАЗ-66-14.



Машина выпущена на Смоленском автоагрегатном заводе, её цистерна вмещает 800 л масла и снабжена системой подогрева.

Для заправки летательных аппаратов топливом в аэропорту используются самые разные машины, например, такие, как ТЗА-7,5-5334 на базе МАЗ-5334.



Такие заправщики используются не только "на гражданке", но и на военных аэродромах, ёмкость цистерны у них составляет, как можно догадаться из индекса, 7500 литров.

Среди техники, поступившей в аэропорт в 2011 году, был один новый топливозаправщик - ТЗА 20-56092 на базе МАЗ-6303А5-340.



Ёмкость цистерны этого спецавтомобиля, выпущенного на Грабовском автомобильном заводе, весьма внушительна - 20 тыс. литров!

Самая распространённая модель топливозаправщика в Омском аэропорту - это ТЗ-22.



В качестве тягачей для них используются КрАЗ-258Б1 с колёсной формулой 6х4. Специфика работы в аэропорту такова, что пробег заправщиков достаточно невелик, поэтому при нормальном обслуживании советская техника ещё послужит верой и правдой не один год.



В задней части 22000-литровой цистерны находятся центробежный насос ЦСП-57 и топливораздаточное оборудование.

Самая большой автозаправщик Омского аэропорта - это АТЗ-40 производства компании «ТрастАвиа».



Тягачом для него служит полноприводный КрАЗ-6443, а ёмкость цистерны составляет 40 тыс. литров.



При производстве использовались импортные комплектующие, непосредственно сама цистерна была изготовлена итальянской компанией NUOVA MA.NA.RO. S.p.A. На боках цистерны нанесена маркировка ТС-1 - это самый распространённый вид топлива, применяемый в гражданской авиации.

На сегодня всё, в следующем выпуске рассказ про спецтехнику нашего аэропорта будет продолжен, своей очереди ждут тягачи, перронные автобусы и многие другие машины.
Tags: Омск, авиация, аэропорт, спецтехника
Subscribe
promo mib55 march 22, 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments