mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Тёсовский Музей УЖД

В начале марта случилось побывать в одном необычном железнодорожном музее, находящемся всего в 150 километрах от Питера, на территории соседней Новгородской области, в посёлке под названием Тёсово-Нетыльский. Официально этот музей существует с 2014 года, но фактически группа энтузиастов начала заниматься поиском и восстановлением интересных единиц узкоколейной железнодорожной техники где-то с середины 2000-х. Базой для музея послужило одно из немногих сохранившихся в России предприятий по добыче торфа - "Тёсово-1". Оно выжило в тяжёлые годы, умудрилось сохранить 20 километров путей колеи 750 мм (традиционной для торфовозных железных дорог) и небольшое количество подвижного состава. В былые же годы здесь действовало несколько рабочих посёлков, было проложено около 200 км путей с разъездами и прочей инфраструктурой. Но вернёмся к музею. Пожалуй, самый примечательный его экспонат - это отреставрированный тепловоз ТУ4-2630, такие машины выпускались Камбарским машиностроительным заводом в 1962-74 годах и были рабочими лошадками на многих торфовозных УЖД. Данный экземпляр долго работал на Ранцевском торфопредприятии, а к музейщикам попал летом прошлого года.



В этот день тепловоз проходил плановое ТО с заменой масла и небольшую обкатку. Несмотря на небольшой размер, ТУ4 смотрится вполне солидно.



Ещё одна такая же машина - ТУ4-1030 стоит на музейных путях в ожидании реставрации. Хорошо видны отличия тепловозов разных лет выпуска.



Пассажирская дрезина ПД1 была выпущена на Демиховском машиностроительном заводе, год выпуска неизвестен, но трёхосные модификации выпускались до 1962 года. Дрезина работала на Репельской лесовозной УЖД до 1990-х, после чего долго стояла на заброшенных путях в лесу, постепенно превращаясь в металлолом. Но к счастью для неё, в 2009 году машина была вывезена в Тёсово и восстановлена до ходового состояния. Современная РЖД-шная красно-серая окраска дрезины кажется мне несколько, хм, спорной, родным её цветом был зелёный.



Интерьер кабины - смесь автомобиля и локомотива. Не всё получилось восстановить в оригинальном виде, но действующие машины в процессе эксплуатации тоже неоднократно дорабатывались.



Кузов ещё одного узкоколейного локомотива, самоходной электростанции ЭСУ2а, используется в музее в качестве дровяного сарая. А в самом Тёсовском предприятии имеется две таких машины на ходу, так что рано или поздно, я думаю, минимум одна из них попадёт в музей.



Самые маленькие самоходные музейные экспонаты - это мотодрезины, называемые в народе "Пионерками". Вот эта - самодельная, сделана из грузовой платформы.



А эта - заводская ТД-5У.



Такая же дрезина таится и под скорлупой этого шушпанцера, сделанного для реконструкторов.



Имеется в музее и типичный пассажирский узкоколейный вагон - ПВ-40.



А недавно к нему присоединился "родственник" - вагон-столовая, работавший по назначению до 2008 года, правда, всю свою жизнь он провёл на одном месте в качестве стационарной точки питания. В настоящее время идут активные работы по восстановлению этого интересного вагона, причём планируется использовать его по назначению на различных мероприятиях, проводимых музеем.



Кстати говоря, в ближайшее воскресенье, 5 апреля, музей проводит ежегодный фестиваль техники Тёсовской УЖД. В программе - военно-историческая реконструкция "Забытый подвиг - Вторая Ударная" и экскурсионные поездки на музейной технике. Рекомендую к посещению, будет интересно!

Tags: ЖД, Новгородская область, музей, тепловоз
Subscribe
promo mib55 march 22, 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments