mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

"Уралец" из Русской Поляны

Как-то я рассказывал про трактор-памятник в Русской Поляне и упомянул, что в этом посёлке есть и другой технопамятник. Так вот, этот второй ещё интереснее - это редчайший грузовик Урал-355М, установленный на постаменте на территории Русско-Полянского АТП.



Машина эта была разработана на Уральском автомобильном заводе в Миассе в первой половине 1950-х годов, процесс начался с модернизации выпускаемого там ЗиС-5, а закончился созданием нового автомобиля. Новой машине присвоили индекс УралЗиС-353 и начали готовить её к серийному производству, но дело изрядно затянулось и чуть было не заглохло совсем. Основная проблема была в том, что на Уральском автозаводе планировалось в скором времени организовать выпуск новых полноприводных армейских автомобилей, разрабатывавшихся в НАМИ (будущие Урал-375), и постановка на конвейер другой новой модели вызывала сомнения. Но для освоения целины стране позарез нужны были новые грузовики, а устаревшие ЗиС-5 уже во многом не устраивали эксплуатантов. В итоге выход был найден - УралЗиСу-353 присвоили другой индекс - 355М, тем самым заявив новый автомобиль как бы модернизацией старого ЗиС-5, с 1955 года выпускавшегося на Уральском автозаводе под индексом УралЗиС-355. Индекс 355 был присвоен выпускаемым на Урале "Захарам" согласно новой системе индексации автотранспортных средств, по которой каждому автозаводу выдавался диапазон для обозначения моделей, в частности, УралЗиСу достался диапазон 300-399. Индекс модели УралЗиС-355М до сих пор вводит в заблуждение некоторых любителей истории отечественного автопрома, считающих, что эта машина является просто глубокой модернизацией УралЗиСа-355 (то есть практически обычного ЗиС-5), хотя на самом деле 355М был совершенно новой моделью, отличавшейся от ЗиС-5 примерно так же, как ГАЗ-51 отличался от ГАЗ-ММ.



УралЗиС-355М получил новый 95-сильный двигатель Урал-353 и новую металлическую кабину, оборудованную отопителем, что для тех времён было очень прогрессивно. Изначально предполагалось, что кабина будет оригинальной, но возникла проблема с изготовлением штампов, поэтому была использована кабина ГАЗ-51, для которой с ГАЗа были присланы необходимые штампы, но из-за различия в размере моторных отсеков капот с облицовкой радиатора и крылья всё равно пришлось делать оригинальными.
Серийное производство УралЗиС-355М началось с 1958 года и продолжалось 7 лет, до 1965 года, всего было выпущено около 192600 штук. С 1962 года завод сменил название с УралЗиС на УралАЗ, а УралЗиС-355М стал называться Урал-355М. Машины выпуска после 1962 года можно узнать по выштамповкам "УралАЗ" на боковинах капота, наш грузовик-памятник как раз из таких.



В эксплуатации автомобиль оказался неприхотливым, выносливым и простым в обслуживании и ремонте. Двигатель Урал-353 был очень тяговитым, в том числе на низких оборотах, что повышало проходимость машины и давало возможность превышать заявленную грузоподъёмность, чем часто пользовались. У работавших на 355М водителей машина получила прозвища "Уралец" и "Эмка", большинству шофёров машина нравилась, хоть и были у неё некоторые стандартные болезни, типа текущего из двигателя масла и ломающихся полуосей, но выносливость и проходимость окупали всё с лихвой, да и отопитель кабины для условий нашей страны (а большая часть машин попала в Сибирь) был делом очень нужным. "Уральцы" часто эксплуатировались с прицепом, а то и не с одним, а вот тот же ГАЗ-51, хотя вроде бы имел и более мощный двигатель, с прицепом почти не использовался. Как я уже говорил, очень много 355М было отправлено для работы на целинных землях, в том числе и в Омскую область. В некоторых районах нашей области целые АТП были укомплектованы в основном "Уральцами", в частности то же Русско-Полянское и Павлоградское АТП. На этом уникальном фото из Музея целины в Русской Поляне запечатлён УралЗиС-355М, выезжающий из ворот АТХ №21 (каждое районное автотранспортное предприятие имело свой уникальный номер, у некоторых эти номера сохранились и по сей день).



В Русско-Полянском АТХ №21 почти все "Уральцы" работали с прицепами, а на задних мостах у них для увеличения грузоподъёмности ставилась зиловская резина. Несмотря на такую напряжённую эксплуатацию, некоторые машины доработали до конца 1970-х, когда несколько ветеранов из АТХ решили установить один из них в качестве памятника. Инициатива получила поддержку, и в 1978 году один из последних 355М занял своё почётное место. Много времени прошло с тех лет, и, к сожалению, похоже, что сейчас уникальный памятник никому не нужен - машина стоит с выбитой фарой, облупившейся краской и выглядит печально и забыто. А ведь машина находится в отличной комплектности, из неродного только диски от ГАЗ-51 да неродной бампер, сохранившиеся до наших дней в таком виде экземпляры "Уральцев" можно практически сосчитать по пальцам, и такое отношение к редкому историческому автомобилю недопустимо!

Основные технические характеристики автомобиля Урал-355М:
Колёсная формула - 4х2
Тип кузова - бортовой
Кабина - двухместная
Грузоподъёмность, - 3500 кг
Собственный вес в снаряжённом состоянии - 3550 кг
Полный вес - 7050 кг
Двигатель - Урал-353, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый
Максимальная мощность - 95 л.с.
Расход топлива - 24 л на 100 км
Максимальная скорость - 75 км/ч
Tags: Омская область, Русская Поляна, УралЗИС-Урал, технопамятники
Subscribe
promo mib55 march 22, 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments