mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

В поисках железнодорожных артефактов

Сегодня состоялась очередная велосипедная мини-экспедиция по омской промзоне, в основном внимание было уделено железнодорожным и околожелезнодорожным объектам, участвовали omchanin, glam_evil и ваш покорный слуга. Одним из посещённых в первую очередь объектов было локомотивное эксплуатационное депо, где не так давно появился очередной технопамятник - макет паровоза Черепановых.



Первый свой паровоз отец и сын Черепановы построили в 1833 году, при конструировании был учтён опыт зарубежных коллег, в частности Стефенсона, с паровозом которого, по некоторым данным, один из изобретателей ознакомился вживую. Как писал журнал "Горное дело" в 1865 году, "Сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажень чугунным колёсопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пуд тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час. Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5 1/2 футов диаметром 3 футов и из двух паровых лежачих цилиндра длиной 9 дюймов, в диаметре 7 дюймов."



Макет изображает первый образец паровоза, построенного Черепановыми, в комплекте имеется тендер. Впоследствии Черепановы построили второй образец паровоза, отличающийся от первого, оба образца проходили опытную эксплуатацию на Выйском заводе, используясь для подвоза руды, но дальнейшего развития этот проект не получил. Макеты паровоза Черепановых в качестве памятников стоят на многих железнодорожных объектах, в Омске такой был установлен в холле Транспортного института, пока я не в курсе, делали ли для депо новый макет или забрали из института, надо проверить.
Паровозную тему продолжает один из сохранившихся в депо артефактов, напоминающих о том времени, когда основным видом локомотивов, использовавшихся на наших железных дорогах, были паровозы - это старая водозаправочная колонка.



В депо была обнаружена электомотриса начальника Западно-Сибирской железной дороги. Мотриса эта - двухсистемная (!), носит индекс ЭМ2П-01 и была построена на базе вагона электропоезда серии ЭД9Т.



Следующим пунктом поездки было озеро Чередовое, по берегу которого когда-то проходила железная дорога, идущая с закрытой станции Омск-Сортировочный. Рядом с озером располагается ПО "Иртыш", у пожарной части которого стояла интересная пожарная машина. Судя по эмблеме на капоте, шасси для этой автоцистерны АЦ-3,0-40(4334) изготовлено не на ЗиЛе, а на УАМЗе.



Дальше наш путь лежал на упомянутую бывшую станцию Омск-Сортировочный, она сейчас представляет из себя очень печальное зрелище: практически все пути демонтированы, станционные здания разрушены и разобраны, даже щебёночный балласт постепенно раскапывается и вывозится различными предприимчивыми товарищами.



Если бы не работающий вагоноремонтный завод, это место было бы совсем диким.



На заводе имеется интересная старая водонапорная башня.



Вот omchanin и glam_evil изучают её вблизи.



Немногие уцелевшие постройки станции находятся вот в таком состоянии, как эта заброшенная ТП-шка.



А рядом нашлась интересная вентшахта, и коллеги не удержались, чтобы не исследовать её. Вот glam_evil прикидывает, стоит ли туда лезть.



А вот он уже внутри, только шлем остался. :) Под землёй обнаружилось небольшое бомбоубежище, очевидно, предназначенное для дежурного персонала станции.



От Сортировки путь лежал в Привокзальный посёлок, прогулялись по тылам станции Омск-Пассажирский, посмотрев на стоящий в боевой готовности пожарный поезд с очень ухоженной территорией перед ним.



Железнодорожные пожарные построили на площадке около поезда даже небольшой фонтан и поставили статую пожарного в полной экипировке, с настоящим дыхательным аппаратом.



Недалеко от пожарного поезда расположился ремонтно-восстановительный поезд, имеющий в своём составе очень интересную технику, в частности вот этот 80-тонный кран "Сокол-80М" на специальном гусеничном шасси производства компании "Спецмаш". Шасси это было в своё время разработано на основе шасси танка Т-80 и предназначалось для тяжёлых САУ.



На этом железнодорожные находки закончились, но на улицах Привокзального попадается много других интересных вещей, например, как эти старые телефонные распредшкафы.



А чуть дальше на обочине скромно стоял старый продуктовый фургон на базе ГАЗ-53, который уже можно считать постепенно вымирающим видом, особенно в городе. А этот экземпляр ещё и со старой облицовкой радиатора.



Судя по герметично закрывающейся двери фургона, он изотермический.



Напоследок прокатились мимо 16-го Военного городка, посмотрели на местности, где могло бы находиться здание старой утраченной церкви, и натолкнулись на находящиеся до сих пор на хранении старенькие КШМ (или радиостанции) на базе БТР-60.



В общем, велоэкспедиция удалась, будем продолжать в том же духе.
Tags: ЖД, Омск, броня, военное, здания и сооружения, искпедиция, кран, пожарное, технопамятники
Subscribe
promo mib55 march 22, 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments