mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Петербургский музей горэлектротранса - троллейбусы

Продолжу рассказ про питерский музей ГЭТ, на этот раз на очереди - коллекция троллейбусов, которая, хоть и меньше, чем трамвайная, но тоже очень интересная и, в общем, уникальная, потому как в ней есть машины, сохранившиеся на сегодняшний день в единственном экземпляре. В их числе - довоенный троллейбус ЯТБ-1. До некоторого времени считалось, что троллейбусов этой модели не сохранилось, а последний ЯТБ-1, сохранявшийся в гараже "Ленфильма", был утрачен в 1970-х, когда варвары-киношники сожгли его при съёмках фильма, но в 1996 году, был обнаружен ещё один ЯТБ-1, использовавшийся на дачном участке в качестве сарая. Через четыре года удалось вывезти его оттуда, а потом начался непростой процесс реставрации - кузов пришлось практически изготавливать с нуля, и вот 31 марта 2004 года троллейбус впервые поехал своим ходом.



Перегородка водительской кабины - одна из немногих уцелевших оригинальных частей кузова, надписи на ней тоже оригинальные, именно под номером 44 троллейбус работал в одном из троллейбусных парков Ленинграда. На этой же перегородке указано количество мест в салоне - 33 для сидения и 17 стоячих.



На раме троллейбуса сохранился год его производства - 1936, эта модель выпускалась на Ярославском автозаводе всего два года - 1936 и 1937, было выпущено 450 экземпляров. Такие машины работали в Ленинграде до 1950-х, а троллейбус номер 44 в последние годы службы был учебным, судя по найденным остаткам дублированных органов управления.

Находка ЯТБ-1 была уже сама по себе очень большой удачей, в повтор такой удачи никто и не надеялся, но, как выяснилось, чудеса ещё случаются иногда в этом мире. Однажды одному из сотрудников музея знакомый сообщил, что обнаружил какой-то довоенный троллейбус типа ЯТБ. Информацию поначалу даже посчитали шуткой, но потом всё же проверили и не зря - на очередном дачном участке в качестве домика действительно стоял ЯТБ-2!



После переговоров с владельцем дачи троллейбус в 2007-м году был забран с места его последнего проживания и сейчас находится в запасниках музея в ожидании реставрации.

Вообще, дачные участки стали основным местом поставки редких экспонатов в троллейбусную коллекцию музея. Этот ныне отлично выглядящий МТБ-82Д тоже был найден в 2004 году на дачках в Ленинградской области в достаточно запущенном состоянии и впоследствии в 2006-2008 годах отреставрирован до ходового состояния.



Особая ценность этого экземпляра в том, что машина - из ранних, она была произведена ещё в 1947 году, на Тушинском заводе №82, и проработала в Ленинграде 20 лет, пробег машины за это время составил более полутора миллиона километров. Эмблема на троллейбусе установленная именно оригинальная, Тушинского завода.



Кабина МТБ-82Д была простая, но просторная, на фото хорошо видны все органы управления, панель приборов и обогреватели стёкол, цвет окраски слегка удивляет, но утверждают, что по заводской документации кабина изнутри окрашивалась именно в фиолетовый цвет. Этот троллейбус мог перевозить до 86 пассажиров.

В начале 1960-х годов в Ленинграде инженерами Троллейбусной службы был разработан специальный пассажирский прицеп для троллейбуса МТБ-82Д, основной целью этого проекта было, естественно, увеличение количества одновременно перевозимых пассажиров. Прицепы предполагалось изготавливать из кузовов списанных МТБ-82Д, по данным сотрудников музея, был сделан один такой прицеп (есть также версия, что их было два), который некоторое время эксплуатировался на маршрутах. Но в серию прицеп не пошёл, так как при эксплуатации выяснилось, что проект имеет много недоработок, в основном касающихся ходовых качеств и подвески, а также разных мелочей. Рассказывают даже про случай, когда на линии отказал привод дверей такого прицепа, а водитель обнаружил это только на конечной, после чего, когда он всё-таки смог открыть двери, ему пришлось спасаться бегством от разгневанных пассажиров, многим из которых нужно было выйти уже давно. :)



Прицеп (или прицепы) был списан с линии в 1968 году, какое-то время эксплуатировался в качестве лаборатории службы пути, после чего его следы затерялись. Но, как оказалось, этот прицеп сохранился! Он был найден опять-таки на дачном участке (!) примерно в 2000-м году и спустя какое-то время пополнил запасники музея, впоследствии в музее планируют собрать для экспозиции комплектный троллейбусный поезд.

Музейный троллейбус ЗиУ-5Г под номером 143 был выпущен в 1967 году, его окрас соответствует историческому - в тот год на заводе имени Урицкого как раз перешли от синей окраски своих машин к бирюзовой.



Этот троллейбус доживал свой век в виде сарая рядом с первым троллейбусным парком, был более-менее комплектен, сохранился даже салон, но за годы эксплуатации машина была несколько переделана, при реставрации троллейбусу был полностью возвращён оригинальный заводской вид.



На перегородке ЗиУ-5Г, как и у большинства троллейбусов, начиная с довоенного времени, указано максимальное количество пассажиров - 96. Рядом с дверью расположена билетная касса "самообслуживания".

Внешний вид следующего музейного троллейбуса знаком жителям почти всех городов бывшего СССР, где есть или было троллейбусное движение - ведь потомки модели ЗиУ-682 выпускаются несколькими заводами и по сей день.



Этот ЗиУ изначально был выпущен ориентировочно в конце 1970-х - начале 1980-х годов, но в музее решили на его основе сделать реплику ранней модификации этой модели - ЗиУ-682Б, выпуска до 1974 года. Основное видимое отличие - колёсные арки "рубленой" формы, с 1974 года их стали делать уже привычно округлыми.



Габариты, подфарники и задние фонари ранних ЗиУ-682 за их характерную форму называли "лодочками", а сами троллейбусы уже в наше время начали называть "лодочниками".

Ещё один троллейбус этого семейства стоит в запасниках музея, и на вид не представляет собой ничего особенного, но если заглянуть в кабину, то можно обнаружить интересную особенность.



Все надписи на информационных табличках и подписи к приборам выполнены на испанском языке! И неудивительно - ведь эта машина была изготовлена специально для экспорта в Аргентину, но в процессе подготовки одной из партий таких троллейбусов к отправке был обнаружен какой-то дефект, в Южную Америку сомнительные машины отправлять не стали, а раздали по паркам для использования в качестве служебных.



Вот и этот ЗиУ-682УА 1980 года выпуска никогда не возил по 126 "пасахерос", а служил агитационной и штабной машиной в службе безопасности движения до 2003 года, после чего был списан. Но попасть в чермет ему не дали, и теперь он тоже ждёт реставрации в запаснике.

В музее есть и несколько троллейвозов семейства - машин, которые могут передвигаться либо с приводом от электродвигателя, питаясь от контактной сети, как обычный троллейбус, либо с приводом от бензинового двигателя, как обычный автомобиль. В последнее время такие машины, сохранившиеся в троллейбусных парках, используются как служебные, но когда-то в некоторых городах они были полноценным грузовым транспортом, развозя, к примеру, товары со складов в магазины. Основным производителем таких машин был Киевский завод электротранспорта им. Ф. Э. Дзержинского, выпускалась целая гамма моделей - фургоны, бортовые, поливомоечные, даже рефрижераторы и самосвалы! Модификация с кузовом типа фургон носила индекс КТГ-1.



Музейный КТГ-1 был выпущен в 1976 году, а в 1980 году переделан в лабораторию контактной сети. Что интересно, в процессе переделки в лабораторию было демонтировано "ходовое" электрооборудование машины и она стала передвигаться только на бензиновом ходу, а штанги служили только для измерения параметров контактной сети.

В общем, виртуальная экскурсия по одному из интереснейших технических музеев страны на этом закончена, напоследок хочу высказать огромное спасибо сотрудникам музея, благодаря стараниям которых он появился, существует и развивается. И отдельная благодарность одному из главных энтузиастов музея, руководителю троллейбусного отдела Алексею Гонтареву за экскурсию по запасникам и подробный интереснейший рассказ о своих железных "подопечных".
Tags: Питер, музей, троллейбус
Subscribe
promo mib55 march 22, 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments