mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Переехавший ЗиС

На территории бывшего СССР ЗиС-5, пожалуй, один из самых частых автомобилей-памятников. Это, в общем-то, логично: выпустили их достаточно много, в том числе большую часть после войны, а на Уральском заводе последнюю модификацию "Захара" под индексом УралЗиС-355 выпускали аж до 1958 года, и эксплуатировались некоторые экземпляры до 1980-х годов! В Омске есть два ЗиС-5 на постаментах, оба Уральского производства: один стоит у СибАДИ, я уже рассказывал про него, а второй до недавнего времени стоял на закрытой территории ОАО "ТранКК" на Заводской улице и был неизвестен большинству горожан.



Компания "ТранКК" была образована в 1993 году из советского автопредприятия ОПОГАТ №1, которое вело историю с 1959 года. Тогда в Нефтяниках была организована автоколонна №1344, а в 1979 году при укрупнении городских автопредприятий на базе этой автоколонны было создано Омское производственное объединение грузового автотранспорта №1, тогда в организации работало 860 автомобилей, а основной задачей была перевозка строительных грузов, благо строительных объектов в Нефтяниках всегда хватало. Использовались, скорее всего, на этом автопредприятии, в первые годы его работы, и ЗиС-5, поэтому впоследствии и решили установить такой автомобиль в качестве памятника.

В 2010 году, когда я добрался до этого памятника, он стоял в живописном месте среди ёлок у старого конторского здания. Машина была несколько позаброшена: краска выцвела и отваливалась кусками, бортовая платформа местами прогнила. Зато все агрегаты автомобиля были на месте, что не так часто встречается на технопамятниках. А в этом году про памятник вспомнили - машину подлатали, подкрасили и ... переставили на другое место - к воротам авторынка, который тоже принадлежит компании "ТранКК".



Видно, что ЗиСу поменяли обшивку кабины и подлатали кузов свежими досками. Постамент оставили тот же, только значительно укоротили.



В отличие от ЗиС-5, стоящего у СибАДИ, у этой машины фары на месте, и сохранились даже идущие к ним провода. На месте и шланги тормозов передних колёс, это позволяет определить, что автомобиль был выпущен после 1947 года, до этого выпускалась упрощённая версия машины, с тормозами только на задних колёсах. Упрощённые же крылья оставались дольше, по одним данным, до 1949 года, по другим - до начала 1950-х.



В кабине сохранился щиток приборов и почти все органы управления, новой краски не пожалели и тут, покрасив даже подушку сиденья.



Двигатель и коробка передач тоже на месте.



Наличествует и глушитель, хоть и проржавевший до дыр, сохранились даже тормозные шланги задних колёс, отличная всё-таки комплектность у машины! Хорошо видны новые доски отремонтированного кузова.



Одно только очень смущает - уж слишком открыто теперь стоит этот ЗиС-5, как бы не разобрали его на сувениры. Сохранность и комплектность машины такая, что она могла бы стать украшением любого технического музея, да и отреставрировать этот старый грузовик до ходового состояния, думаю, было бы вполне возможно.

Tags: Омск, УралЗИС-Урал, технопамятники
Subscribe
promo mib55 march 22, 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments