mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Мирные тракторы омского танкового завода

Одной из задач затеянной в СССР во второй половине 1980-х горбачёвской перестройки было проведение массовой переориентации оборонных заводов на выпуск продукции гражданского назначения. Процесс конверсии добрался и до омского завода транспортного машиностроения им. Октябрьской революции, выпускавшего танки Т-80 - в начале 1990-х было решено наладить на заводе выпуск колёсных тракторов, тем более что заказы от минобороны на танки практически перестали поступать и надежда осталась только на иностранных заказчиков. У Южного машиностроительного завода была закуплена лицензия на производство тракторов ЮМЗ-6АК, которые там выпускались уже долгое время, параллельно с основным, ракетным производством завода. Первые трактора были выпущены на омском Трансмаше в 1993 году под индексом ЗТМ-60Л. Трактора выпускались как в базовом варианте, так и с различным навесным оборудованием, самым востребованным вариантом был экскаватор ЭО-2621В-2.



Такие экскаваторы используют все городские службы: водоканал, энергетики, связисты. Машина может заехать куда угодно и работать в очень стеснённых условиях, максимальная глубина копания - более 4 метров. Транспортная скорость небольшая - 24 км/ч, но для перемещения по городу вполне хватает. Впрочем, знакомые связисты рассказывали, что как-то раз такой экскаватор отправили своим ходом в Исилькуль, за 150 км. Он, конечно, в итоге доехал, но из-за руля экскаваторщик уже практически выпал, после чего в красочных выражениях рассказал всем окружающим, в каком именно месте он видел свой экскаватор, эту дорогу, и особенно начальника участка, который его туда послал.



Трактора выпускались и в коммунальном варианте - с отвалом и подметальной щёткой, такой комплект оборудования носил индекс УМ-70.



Ещё один вариант навесного оборудования - фронтальный погрузчик ПФ-10.



Кроме ЗТМ-60, на Трансмаше выпускалась ещё одна модификация базового трактора - ЗТМ-80, он отличался более мощным двигателем (89 л.с. против 62 у ЗТМ-60) и полным приводом. Вот он рядом с ЭО-2621В-2 на ярмарке "АгроОмск-2010". Кстати, омские трактора можно отличить от выглядящих точно так же ЮМЗ-6АК по характерной красно-жёлтой окраске.



В 2008 году 90% производственных мощностей Трансмаша было выкуплено ОАО "КБТМ", а в 2010 КБТМ-у отошло и всё остальное. Производство тракторов было сохранено и при новых хозяевах, индексы техники остались без изменения, на заводских табличках поменялся только производитель.



В 2011 году на АгроОмске даже представили новую разработку - комплект сваезавинчивающего оборудования для экскаватора ЭО-2621В-2. Что интересно, оборудование для выставки смонтировали на экскаватор аж 1993 года выпуска, очевидно, работавший на заводе.



А в этом году тракторов ЗТМ на "АгроОмске" не было совсем, что даёт некоторые основания предположить, что КБТМ не заинтересовано в дальнейшем развитии этого направления, да и на официальном их сайте в списке предлагаемой продукции фигурирует теперь один лишь экскаватор, на который, очевидно, пока есть спрос. Так что, возможно, скоро призводство омских тракторов марки ЗТМ может закончиться, как закончилось в 1998 году производство омских танков Т-80У.

Tags: ЗТМ, Омск, спецтехника, трактор, экскаватор
Subscribe
promo mib55 march 22, 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments