mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Три жизни одного МАЗа

Как-то я обещал написать про омские автопамятники, которые не дожили до настоящего времени, и сегодня рассказ пойдёт про один из них.
Недалеко от проспекта Мира, вблизи заржавленных ворот, за которыми когда-то размещалось одно из крупных автотранспортных предприятий Омска - ОПОГАТ-10, одиноко стоит посреди деревьев и кустов забытый постамент.




Когда-то на этом пьедестале гордо стоял грузовой автомобиль МАЗ-200, а появился монумент ориентировочно в конце 1970-х годов, когда к очередному юбилею руководство ОПОГАТ-10 решило соорудить памятник трудовым заслугам своей организации. При обсуждении будущего памятника все сошлись на том, что на постамент нужно ставить МАЗ-200 - именно эти машины составляли основную часть автопарка АТП в первые годы его существования, одновременно на предприятии работало около 200 таких грузовиков. Но увы, к концу 70-х машин этой модели в АТП уже не осталось - в советское время автопарк обновлялся своевременно и старые грузовики ушли в чермет. Казалось, придётся ставить на постамент более современный автомобиль или вовсе отказаться от этой идеи, но тут кто-то вспомнил, что в СибАДИ до сих пор есть грузовик этой модели, который используется как наглядное пособие по устройству автомобиля, а также иногда служит для обучения вождению.
Проведённые переговоры дали нужный результат и МАЗ-200 из Автодора своим ходом прибыл в автопредприятие. Старые водители ОПОГАТ-10 встречали знакомую машину с ностальгией, а кто-то даже выразил желание взять его себе как рабочую машину (тут, кроме ностальгии, сыграло роль то, что при работе на МАЗ-200 тарифная ставка водителя была выше, чем на современных машинах). Но судьба МАЗа была уже решена и к нужному сроку он встал на почётную стоянку у ворот предприятия:


фото: А.Ю. Кобриц

Кризисные 90-е не пощадили ОПОГАТ-10, и к 2000-м годам предприятия не стало. К счастью, новые собственники территории бывшего АТП не отправили МАЗ на металлолом, но с постамента сняли, поставив недалеко от въезда на территорию. В таком виде я нашёл автомобиль-ветеран в 2006 году:



Эта машина была изначально разработана на Ярославском автомобильном заводе в 1943-44 году по заданию Народного Комиссариата Среднего Машиностроения и изначально носила марку ЯАЗ-200. Работы по проектированию перспективного семейства новых грузовиков на ЯАЗе велись ещё до войны, но потом по понятным причинам были прекращены. Опытный образец вышел из ворот ЯАЗа в декабре 1944 года, и в июне 1945 после испытаний был показан в Кремле руководству страны среди других новых образцов автомобильной техники, предназначенной для производства в послевоенные годы. В 1946 году была выпущена опытная партия, а в 1947-м начато серийное производство. В 1951 году производство двухсотой модели было передано на Минский автозавод, где к тому моменту уже собирались самосвалы МАЗ-205. ЯАЗ-200 превратился в МАЗ-200, а ярославского медведя на радиаторе заменили белорусские зубры на боковинах капота:



Сердцем МАЗ-200 стал дизельный двигатель ЯАЗ-204, являвшийся лицензионной копией американского двигателя GMC 4-71. Мощность у первого варианта этого двигателя составляла 110 л.с., впоследствии двигатель был модернизирован и стал выдавать на 10 л.с. больше, эта модификация получила название ЯАЗ-204А.



На заводской табличке можно прочитать год выпуска автомобиля - 1963-й. Последний МАЗ-200 был выпущен Минским заводом в 1965 году, его преемником стал грузовик МАЗ-500.



Так бы и стоял старый грузовик у забора, врастая в землю и теряя детали, и отправился бы в итоге в металлолом, но стараниями некоторых небезразличных к истории техники людей об этой машине стало известно далеко за пределами Омска. И в 2009 году началась третья жизнь старого МАЗа - его выкупила компания "АлтайМАЗсервис" из города Барнаула, специалисты которой несколькими годами ранее восстановили найденный в Кемеровской области самосвал МАЗ-205. Теперь в небольшой коллекции этой компании появился и бортовой грузовик 200-го семейства, машина прошла реставрацию и поменяла цвет - с хаки на ярко-бирюзовый, в такой цвет окрашивались МАЗы, предназначенные на экспорт.


фото: Н. Крапивин

Теперь восстановленная до ходового состояния машина регулярно участвует в выставках и пробегах ретро-техники на Алтае, и хочется пожелать заслуженному МАЗу долгих лет жизни!


фото: Н. Крапивин

Основные технические характеристики автомобиля МАЗ-200:
Колёсная формула - 4х2
Тип кузова - бортовой
Кабина - двухместная
Грузоподъёмность, - 7000 кг
Собственный вес в снаряжённом состоянии - 6400 кг
Полный вес - 13400 кг
Общий вес буксируемого прицепа - 9500 кг
Двигатель - ЯАЗ-204А, дизельный, двухтактный, четырёхцилиндровый
Максимальная мощность - 120 л.с.
Расход топлива - 35 л на 100 км
Максимальная скорость - 65 км/ч
Tags: МАЗ, Омск, живой раритет, технопамятники
Subscribe
promo mib55 march 22, 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments