mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Военно-технический музей - окончание

Виртуальная экскурсия по Военно-техническому музею подходит к концу. Экспонаты, о которых пойдёт рассказ на этот раз, расположились в просторном корпусе, бывшем когда-то пионерской столовой.

В музее достаточно много военной техники Соединённых Штатов времён Второй Мировой, в прошлых выпусках уже упоминалось про джип Willys MB, боевые машины M5 Half-Track и M3A1 Scout. Кроме них, в музее представлена отличная подборка полноприводных военных автомобилей производства компании Dodge семейства WC - Weapons Carrier (носитель вооружения). Автомобили этого семейства выпускались во множестве вариантов с различными кузовами и тремя типами шасси. Наиболее лёгкие машины имели грузоподъёмность до 450 кг, в музее этот класс представлен штабной машиной Dodge WC-10, имевшей полностью закрытый кузов.




Наибольшее распространение получили машины среднего класса, имевшие грузоподъёмность до 750 кг. Базовой моделью этого класса был Dodge WC-51, в музее представлен вариант, оснащённый лебёдкой, носивший индекс WC-52. Такие машины в большом количестве попали по ленд-лизу в Советскую Армию, где получили прозвище "Додж - три четверти" (по аналогии с "полуторкой" ГАЗ-АА и "трёхтонкой" ЗиС-5). Кузов базового автомобиля был, как и на большинстве лёгких армейских машин того времени, открытым, с возможностью установки тента.



Что интересно, со стороны водителя дверного проёма не было, зато установленное на этом месте запасное колесо служило водителю дополнительной защитой. Существовал также облегчённый вариант машины, предназначенный для использования в качестве командирского и разведывательного автомобиля, носивший индекс WC-56.



Выпускались Доджи этого класса и в санитарном исполнении, машина в этом варианте получила полностью закрытый кузов-фургон. Кроме санитарных машин, в таком же кузове было выпущено небольшое количество мобильных радиостанций и автомобилей для полевых телефонистов.



Наиболее тяжёлыми машинами серии Dodge WC были трёхосные автомобили с колёсной формулой 6х6, максимально унифицированные по шасси с машинами типа WC-51. В музее мы можем увидеть Dodge WC-63, оснащённый лебёдкой (вариант без лебёдки носил индекс WC-62), грузоподъёмность этого автомобиля значительно возросла по сравнению с младшим собратом и составляет полторы тонны.



Dodge WC-63 мог комплектоваться одноосным однотонным прицепом G518 "Ben Hur". Такие прицепы были широко распространены в армии США, кроме базового грузового варианта, на их шасси монтировались пожарные насосы, полевые кухни, электрогенераторы и прочие надстройки.



Кроме коллекции армейских Доджей, в этом корпусе расположись представительские автомобили Горьковского автозавода. Первым автомобилем такого класса, выпущенным на ГАЗе, стал ГАЗ-12 "ЗиМ". В музее две таких машины, про один из них я уже рассказывал, он выставлен в экспозиции автомобилей-такси. Интересными особенностями конструкции ГАЗ-12 были несущий кузов, впервые примененный в конструкции автомобиля такого класса, и капот, открывающийся на любую сторону. На ГАЗ-12 впервые появилась эмблема с изображением оленя, модифицированный вариант которой устанавливается и на современную продукцию ГАЗа.



Кроме использования в такси, ЗиМы служили также и в скорой помощи. И такси, и скорая помощь отличались от машин, предназначенных для чиновников, в первую очередь более простой отделкой салона. На ГАЗ-12 могли ездить и обычные граждане СССР, выиграв его в лотерею, или купив в автомагазине, правда позволить себе это могли крайне немногие: цена ЗиМа в 1950-е составляла 40 тыс. руб., для сравнения: в те же годы Победа стоила 16 тыс. руб., а Москвич-401 - 9 тыс. руб.

Следующая представительская модель ГАЗа - ГАЗ-13 "Чайка" - один из самых красивых автомобилей, созданный советским автопромом. Комплектация машины соответствовала современному (на то время) внешнему виду - автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля, электростеклоподъёмники, радиоприёмник с автопоиском и антенной с электроприводом.



"Чайки" были выпущены в существенно меньшем количестве, чем "ЗиМы" (3189 ГАЗ-13 против 21527 ГАЗ-12), и в личное пользование уже не продавались. Машины в основном поступали в гаражи администраций для обслуживания чиновников достаточно высоких рангов, а также для использования в качестве машин сопровождения. В качестве такси "Чайки" тоже не использовались, а вот санитарные машины на базе ГАЗ-13 существовали, ограниченная партия таких машин была выпущена на Рижской автобусной фабрике. До наших дней сохранилось около десятка РАФ-ГАЗ-13С, и одна из них находится в Военно-техническом музее.



Санитарные "Чайки" получали на РАФе кузов типа универсал, с оригинальной задней дверью, задние рессоры усиливались, в салоне устанавливались перегородка и медицинское оборудование. Эти автомобили поступали только в медучреждения, обслуживающие партийную номенклатуру, и иногда использовались в составе кортежей, когда было опасение за здоровье высокопоставленной персоны. Поэтому все РАФ-ГАЗ-13С не перекрашивались в стандартные цвета "Скорой помощи", а сохраняли стандартный чёрный цвет.

ГАЗ выпускал и кабриолеты - ГАЗ-13Б, имевшие складной тент с электрическим приводом. Но заводских кабриолетов было выпущено крайне мало, а спрос на них был гораздо больше, в основном они требовались военным для парадов и киношникам для съёмок в движении. Поэтому различные ведомственные мастерские и заводы часто переделывали в кабриолеты стандартные ГАЗ-13.



В музей попала одна из таких машин, это операторский автомобиль для киностудий ОСАД-3, который был изготовлен на Черниговском заводе «Кинотехника». Выбор именно представительского автомобиля логичен - для съёмки в движении требовалась высокая плавность хода, которой обладали только автомобили высшего класса. Это была не единичная переделка - конструкторы завода "Кинотехника" подошли к делу серьёзно и разработали полный комплект технической документации на свою продукцию. Машины ОСАД-3 изготавливались по индивидуальным заказам различных киностудий страны.



На фото киносъёмочного автомобиля сзади отлично видны характерные отличия переделанных в кабриолеты обычных ГАЗ-13 от заводских кабриолетов ГАЗ-13Б: тент упрощённой конструкции без электропривода механизма складывания и сохранённые рамки стёкол дверей (на заводских ГАЗ-13Б вместо них на боковых стёклах были лёгкие металлические окантовки, убиравшиеся вместе со стёклами). Кроме этого, на киносъёмочном автомобиле была изменена крышка багажника, для организации там рабочего места оператора.

Над созданием автомобиля на смену ГАЗ-13 на Горьковском автозаводе начали работать ещё в конце 60-х, тогда уже стало ясно, что дизайн выпускавшейся "Чайки" стремительно устаревает. Но только в декабре 1976 года была выпущена первая серийная машина ГАЗ-14, получившая по наследству то же имя "Чайка". Этот первый серийный автомобиль был окрашен в вишнёвый цвет и предназначен в подарок Брежневу, очень любившему автомобили, в честь дня его рождения. Остальные серийные машины окрашивались только в чёрный цвет.



Как и ГАЗ-13, новая "Чайка" комплектовалась самыми современными атрибутами комфорта: кондиционер в базовой комплектации, отдельные отопители для передней и задней частей салона, электроомыватели фар, современная магнитола, специально разработанная на заводе VEF для ГАЗ-14. На базе ГАЗ-14 также были построены в малых количествах кабриолеты ГАЗ-14-05 и санитарные автомобили РАФ-3920. К сожалению, история этой замечательной машины была трагическим образом закончена в конце 80-х: эпоха перестройки не прошла бесследно и для ГАЗа - Советом Министров СССР в рамках популистской программы по "борьбе с привилегиями" выпуск "Чаек" был остановлен, все программы модернизации модели свёрнуты, и мало того, головотяпы от власти, полезшие не в своё дело, распорядились уничтожить кузовные штампы и конструкторскую документацию на ГАЗ-14...

Кроме представительских машин ГАЗа, в коллекции музея есть и продукция соответствующего подразделения ЗиЛа. ЗиС-110 находится в экспозиции автомобилей-такси, а ещё один зиловский музейный лимузин - ЗиЛ-41047 я не застал, зато посмотрел на микроавтобус ЗиЛ-118К "Юность", созданный с использованием шасси лимузина ЗиЛ-114.



Впервые эта машина была представлена на ВДНХ в 1971 году, и выпускалась малыми сериями до 1994 года (индекс при этом менялся, сначала с 118К на 119, а потом на 3207), всего было выпущено менее ста микроавтобусов. Предназначались они в основном для обслуживания правительственных делегаций, в оборудованном кондиционером салоне могли поместиться 17 пассажиров.

Под конец расскажу о самой интересной машине, одной из жемчужин коллекции музея - микроавтобусе "Старт", знакомом, пожалуй, большинству населения нашей страны по знаменитому фильму "Кавказская пленница".



Микроавтобус был создан на Северодонецкой авторемонтной базе в 1963 году, с привлечением специалистов Харьковского автодорожного института. Изюминкой машины стал кузов с непривычным авангардным дизайном, изготовленный из стеклопластика.



Багажник у микроавтобуса был сделан, как на легковом седане. Машина базировалась на агрегатах "Волги" ГАЗ-21, комбинация приборов и руль также были использованы волговские. Музейный "Старт" был отреставрирован в мастерской "Олдтаймер-Сервис", о чём гласит установленная в кабине табличка.



В салоне микроавтобуса могло расположиться 11 пассажиров и водитель. Некоторые "Старты" использовались в качестве маршрутных такси. А в "Кавказской пленнице" снималась машина, работавшая на "Мосфильме".



Всего за 1964-1967 года на Северодонецкой авторемонтной базе было выпущено около 100 микроавтобусов "Старт", ещё некоторое количество таких же машин было произведено на Донецкой автобазе треста «Главдонбасстрой» и Луганском автосборочном заводе. К сожалению, дальнейшего развития этот образец советской автопромышленности не получил, и главным образом из-за стеклопластикового кузова. Бывший его главным достоинством, он же стал и его главным недостатком: технология изготовления стеклопластиковых кузовов оказалась очень трудоемкая, не годившаяся для массового производства, себестоимость материалов также была очень высока, да и волговские агрегаты были в дефиците. К тому же этот проект так и не получил полноценной поддержки "сверху". В настоящее время сохранились считанные экземпляры "Старта", которые трудно поддаются реставрации, опять-таки из-за стеклопластиковых кузовов, которые со временем значительно деформировались.

На этом экскурсия по Военно-техническому музею завершена. В будущем планирую продолжать музейную тему, тем более что фотоматериала о разных технических музеях отснято уже порядочное количество.
Tags: Московская область, музей, поездки
Subscribe
promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments