mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Category:

Омские автобусы: ЗиЛ-158

В течение всех 1960-х и начала 1970-х основным городским автобусом Омска был ЗиЛ-158, разработанный на заводе имени Лихачёва на смену предыдущей модели ЗиС-155 в середине 1950-х. Первый серийный ЗиЛ-158 вышел из заводских ворот в 1957 году, сначала эти машины начали поступать в автобусные парки Москвы, а потом и в регионы. В 1959 году производство ЗиЛ-158 было полностью передано на завод в Ликино, который специально для этого был перепрофилирован из машиностроительного (выпускал станки, электростанции и пр.) в автобусный. В 1959 году в Ликино было выпущено 213 автобусов, а в следующие годы количество выпущенных машин возросло больше чем на порядок. В 1961 году автобус был модернизирован и получил индекс ЗиЛ-158В.

Когда точно первые ЗиЛ-158 появились в нашем городе, пока точно неизвестно, но скорее всего это было в 1958-1959 годах. На этом уникальном фото запечатлён момент перегона в автобусный парк новых автобусов ЗиЛ-158, доставленных в Омск по железной дороге.


фото: Кобриц А.Я.

По внешнему виду не установить, какие это ЗиЛ-158 - производства ЗиЛ или ЛиАЗа, или это уже ЗиЛ-158В. Хромированная эмблема на задней части автобуса была как на зиловских машинах, так и на ликинских первых годов, включая модель 158В, поменялась только надпись на ней - вместо "ЗиЛ" стало "ЛиАЗ". Кстати, с переводом на другой завод индекс модели не изменился, до конца производства ЗиЛ-158В он так и не стал ЛиАЗом, во всех документах и на заводской табличке фигурировало только название "ЗиЛ-158В". К сожалению, мне не известна точно дата съёмки данного фото, можно попробовать примерно определить её по дате строительства здания в правой части кадра. Кстати, кроме автобусов, на фото попала ещё одна очень интересная машина - грузовик УралЗиС-355М, судя по госномеру, приехавший из какого-то района Омской области.

Ещё одно интересное фото показывает автобус ЗиЛ-158(В) уже в работе - на остановке, которая известна всем горожанам под названием "Яблонька", а вот как она называлась тогда, я не знаю, надо спросить у знатоков.


фото: Кобриц А.Я.

Судя по количеству народа на улицах, это выходной день, и около подъехавшего к остановке автобуса не наблюдается ажиотажа, никто никуда не торопится. А вот в будние дни в часы пик переполненные автобусы, с трудом закрывающие двери, были обычной картиной. По нормативу ЗиЛ-158(В) мог перевозить до 60 пассажиров, из них 32 сидящих, на практике же в него набивалось гораздо больше. Для городского автобуса планировка салона у него была не очень подходящей - с каждой стороны были установлены по всей длине двухместные сиденья, а проход между ними был достаточно узким. В задней части ЗиЛ-158(В), вместо накопительной площадки, как на большинстве современных городских автобусов, во всю ширину был установлен большой диван для сидячих пассажиров.
Вот ещё одно интересное фото: МТБ-82Д, ЗиЛ-158В и ЗиУ-5 на проспекте Маркса.



Работавшие на полную катушку, с перегрузками, автобусы служили недолго, обычно меньше 10 лет, пополнение автобусных парков в те времена проводилось регулярно. Последние ЗиЛ-158В работали на маршрутах Омска до конца 1970-х, после чего они окончательно уступили место своему преемнику - знаменитому "луноходу" ЛиАЗ-677. А вот на некоторых предприятиях Омска ЗиЛ-158В проработали гораздо большие сроки, и дольше всех из них продержался служебный автобус завода Козицкого с номером 33-32 омз.


фото: Кобриц А.Ю.

Этот автобус был ещё на ходу в начале 2000-х! Тогда до него добрались несколько любителей старой техники, отсняли эту уникальную машину и сняли размеры для изготовления модели. Сейчас судьба этого ЗиЛ-158В неизвестна, скорее всего он ушёл в металлолом, памятники техники у нас не ценят...

В итоге, на сегодняшний день в наших краях мне известен пока только один сохранившийся кузов ЗиЛ-158(В), служащий сарайчиком в одном из посёлков.



Состояние его не такое уж и плохое, известны случаи восстановления до ходового состояния автобусов и троллейбусов, найденных в гораздо более худшем состоянии, так что надежда ещё не потеряна, вот только технического музея в нашем городе пока нет...
Tags: ЗИС-ЗИЛ, Кобриц, ЛиАЗ, Омск, автобус, гортранспорт, история
Subscribe

promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments