mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Исчезнувший троллейбус

Интересующиеся историей Омска знают, что троллейбусное движение в нашем городе было открыто 5 ноября 1955 года. Первыми троллейбусами, вышедшими на омские улицы, были МТБ-82Д производства завода имени Урицкого, я немного рассказывал про эту модель в одной из прошлых заметок. В ноябре 1955 года движение торжественно открыл МТБ-82Д с бортовым номером 1, вышедший на маршрут №1, проходивший от Управления Омской Железной дороги до городка Водников.


фото: газета "Вечерний Омск"

В начале 1960-х в Омск начали приходить новые троллейбусы ЗиУ-5, а МТБ-82Д на маршрутах оставалось всё меньше и меньше, а в 1969 году их эксплуатация была окончательно прекращена. Что характерно, некоторые списанные машины находились в достаточно приличном техническом состоянии и могли ещё работать ещё не один год, но они уже считались морально устаревшими, а количество новых ЗиУ-5 было более чем достаточным для обеспечения полного объёма перевозок. Из списанных МТБ в металлолом были отправлены не все, как минимум одна машина осталась на территории троллейбусного депо, возможно, для использования в качестве склада. Шли годы, приближалась круглая дата - 20-летие омского троллейбуса, и тут кому-то в голову пришла идея установить старую МТБ-шку в качестве памятника. Идея была подхвачена энтузиастами и сохранившийся комплектный МТБ-82Д был отправлен в ремзону для восстановления. И вот к ноябрю 1975 года отреставрированный старый троллейбус был торжественно установлен на территории депо.


фото: архив Кобрица А.Ю.

На борту машины была прикреплена мемориальная доска со следующей надписью: "5 ноября 1955 года троллейбусы серии МТБ-82-Д открыли троллейбусное движение в Омске". Как видно, кузов троллейбуса находился в очень приличном состоянии, а вот токоприёмники, похоже, были зачем-то демонтированы (возможно, на время), что делало МТБ-памятник похожим на автобус. Увы, этот уникальный памятник не сохранился до нашего времени. Где-то во второй половине 90-х годов троллейбус в одночасье исчез со своего места, благо утащить его было нетрудно - надо было только подкачать колёса. Кому его отдали и куда его увезли, так и осталось неизвестным, слухи ходили разные, но никакие из них не подтвердились.


фото: Алексей "McFly", omskgortrans.info

Сегодня о первом омском троллейбусе напоминает только установленный на территории троллейбусного депо №1 небольшой памятный комплекс, включающий в себя выполненный в металле логотип "Омскгорэлектротранса" образца 80-х, установленный на концептуальном постаменте, и стелы с датой открытия троллейбусного движения, именами первых водителей и барельефами трёх моделей троллейбусов, ходивших в советское время по улицам Омска: МТБ-82Д, ЗиУ-5 и ЗиУ-9 (ЗиУ-682).

Основные технические характеристики троллейбуса МТБ-82Д:
Колёсная формула - 4х2
Количество пассажирских дверей - 2
Число мест для сидения - 38
Общее число место (номинальная вместимость) - 56
Общее число место (максимальная вместимость) - 86
Вес в снаряжённом состоянии без пассажиров - 9250 кг
Двигатель - ДК-202Б
Максимальная мощность - 80 кВт
Максимальная скорость - 55 км/ч
Tags: Кобриц, МТБ-82, Омск, гортранспорт, история, технопамятники, троллейбус
Subscribe
promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments