mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Categories:

Украинский "Беларусь"

В советское, да и в постсоветское время, пожалуй самыми распространёнными в нашей стране колёсными тракторами были машины знаменитой марки "Беларусь", которая стала практически нарицательной - "Беларусями" часто называли любые колёсные трактора классической компоновки. Пожалуй, самые старые трактора семейства "Беларусь", которые можно ещё встретить в реальной эксплуатации, это машины модели МТЗ-5, выпускавшиеся с конца 1950-х по начало 1970-х. Один из таких тракторов был обнаружен несколько лет назад в Тюкалинском районе, а недавно удалось познакомиться с этой машиной поближе.



Трактор, конечно, выглядит на свои годы, но вполне работоспособен. Машина досталась нынешнему хозяину без кабины, хотя, скорее всего, он изначально ей комплектовался, пришлось изготавливать самому, за основу была взята кабина от трактора Т-40. Зато капот сохранился в оригинальном виде, с выштамповками "Беларусь МТЗ-5ЛС" на боковинах.



Вот только выпущен этот "Беларусь" вовсе не на Минском тракторном заводе в Белоруссии, а на Южном машиностроительном заводе в городе Днепропетровске, на Украине. Завод этот до войны планировался как авиамоторный, потом, после войны, строился как автомобильный и успел поработать в этом качестве несколько лет, а в итоге в 1951 году был перепрофилирован под выпуск стратегических ракет, начав с производства королёвской ракеты Р-1 (индекс ГРАУ 8А11). И вот на этом же секретном заводе с 1953 года было дополнительно организовано производство колёсных тракторов по документации Минского тракторного, первой выпускаемой моделью стал МТЗ-2. Причин налаживания выпуска тракторов на этом предприятии было несколько. Во-первых, стране были очень нужны трактора, а во-вторых, и это было главной причиной, выпуск тракторов на заводе в Днепропетровске должен был стать "прикрытием" основного ракетного производства. Эффективность такой маскировки вызывает большие сомнения, но, тем не менее, факт остаётся фактом.
В 1958 году на ЮМЗ перешли на производство новой модели МТЗ-5, выпуск которой был начат в Минске годом ранее. Так как поначалу никаких существенных изменений в конструкцию не вносилось, то трактор так и выпускался под маркой МТЗ-5 "Беларусь", производство этой модели продолжалось до 1972 года. Судя по заводской табличке, найденный трактор был выпущен в 1969 году.



Дополнительные литеры в индексе модели означают следующее: "Л" - запуск двигателя от пускача, а "С" - наличие десятиступенчатой коробки передач, и, как правило, закрытой кабины. На тракторе устанавливался двигатель Д-48Л, мощностью 40 л.с. Основное назначение МТЗ-5ЛС - работа в сельском хозяйстве, он агрегатировался с большим количеством всяческих сельхозмашин, кроме этого, МТЗ-5ЛС использовался как шасси для гидравлических экскаваторов малого класса..



Думаю, этот трактор-ветеран ещё не один год будет выполнять свою привычную работу, продукция ЮМЗ всегда славилась своим качеством - сказывалась высокая культура производства на оборонном предприятии. С 1971 года на Южмаше начал выпускаться новый трактор ЮМЗ-6Л/6М, разработанный путём последовательной модернизации всё того же МТЗ-5. В дальнейшем в КБ ЮМЗ продолжали работать над усовершенствованием выпускаемых машин, в результате чего появилась модель ЮМЗ-6АЛ/6АМ, которая первой заслужила Знак качества среди тракторов и получила звание "Машина года". А с 1978 года на ЮМЗ параллельно с ЮМЗ-6АЛ/6АМ начала выпускаться модель ЮМЗ-6АК, получившая новую гидравлическую систему и новую просторную кабину. Такой трактор стоит по соседству со старичком МТЗ-5ЛС и можно наглядно увидеть результаты эволюции.



Кстати, в 1993 году, в эпоху конверсии, выпуск тракторов ЮМЗ-6АК был налажен на другом советском оборонном предприятии - Омском заводе транспортного машиностроения им. Октябрьской революции, под маркой ЗТМ-60, но это уже тема отдельного рассказа.
Tags: МТЗ, Омская область, ЮМЗ, живой раритет, трактор
Subscribe

  • Два пожарных автомобиля из Красной Горбатки

    30 апреля - День пожарной охраны, с чем и поздравляю всех причастных! Я уже не раз выкладывал фото разных необычных машин, служащих в пожарных частях…

  • Самоделка из Колосовки

    Коллега froged55 прислал кое-что интересное. В архивах О. Реснянского нашлись несколько фото интересного самодельного…

  • Кофейный "пазик"

    Недавно был в Нижнем Новгороде, и попался мне на глаза старенький ПАЗ-672М, превращённый в мобильную точку общепита под названием "Кофе…

promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Два пожарных автомобиля из Красной Горбатки

    30 апреля - День пожарной охраны, с чем и поздравляю всех причастных! Я уже не раз выкладывал фото разных необычных машин, служащих в пожарных частях…

  • Самоделка из Колосовки

    Коллега froged55 прислал кое-что интересное. В архивах О. Реснянского нашлись несколько фото интересного самодельного…

  • Кофейный "пазик"

    Недавно был в Нижнем Новгороде, и попался мне на глаза старенький ПАЗ-672М, превращённый в мобильную точку общепита под названием "Кофе…