mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Музей Дороги жизни

В прошлом году наконец добрался до одного из самых интересных музеев Ленинградской области - музея Дороги жизни, который расположился на берегу Ладоги, у ЖД станции с названием "Ладожское озеро". Именно сюда приходила дорога из Ленинграда, которая и по сей день на всех картах называется "шоссе "Дорога жизни", именно здесь начинался следующий участок трассы, связывающей блокадный город с большой землёй, и шёл он через озеро: летом по воде, зимой по льду. Основная часть экспозиции посвящена водному пути и действиям Ладожской военной флотилии, а сам музей, основанный в 1968 году, является филиалом питерского Центрального военно-морского музея. Впрочем, нашлось в нём место не только флотским экспонатам, и самый заметный из них - самолёт Ли-2, лицензионная копия американского DC-3. Воздушным путём в Ленинград доставлялись преимущественно продукты питания, основными аэродромами для приёмки грузов были Комендантский и Смольное.

00 Ли-2.jpg

А теперь перейдём к флотской части экспозиции. Буксирный пароход "Ижорец 8", построенный в 1932 году, участвовал как в перевозке грузов, так и в прокладке по дну Ладоги электрокабелей и трубопроводов.

01 Ижорец.jpg

В музее можно увидеть одну из муфт, смонтированных на подводных электрических кабелях, всего кабельных линий было проложено пять, а муфт смонтировано - 228.

21 электромуфта.jpg

Рядом с "Ижорцем" стоит самоходный двухтрюмный тендер, такие использовались как для перевозки грузов, так и для десантных операций. В движение этот простейший аппарат приводил автомобильный двигатель от ЗИС-5. На корме видно рабочее место рулевого.

02 Ижорец.jpg

Целых кораблей в музее немного, но есть их отдельные элементы, как эта мачта канонерской лодки "Бира" (бывшей грунтоотвозной шаланды). По иронии судьбы, "Бира" была изготовлена по заказу Балттехфлота в Германии, в 1940 году.

03 мачта кан.jpg

От другой канонерской лодки, носившей имя "Бурея", сохранился только фрагмент борта с названием. Принадлежность лежащих рядом якорей и винтов не указана, возможно, они от того же корабля. На заднем плане - павильон, в котором выставляется ещё один полноразмерный экспонат - малый охотник за подводными лодками МО-4, под крышу корабль поместили, чтобы уберечь от погоды его деревянный корпус. К сожалению, павильон был закрыт на реконструкцию и вблизи МО-4 я не посмотрел.

04 Бурея, якорь, винт.jpg

Отдельный небольшой памятник установлен в честь заслуг моряков технического флота. У его подножья - якорь и ковши землечерпалки.

05 памятник техфлоту.jpg

Табличка на одной грани памятника рассказывает о работе буксирного парохода "Гидротехник", который использовался в том числе и в качестве ледокола.

06 памятник техфлоту т1.jpg

А табличка на другой - о действиях землесосов, землечерпалок и других вспомогательных судов, выполнявших работы по строительству каналов, углублению дна и пр. Причём среди технического флота были и боевые потери от вражеской авиации.

07 памятник техфлоту т2.jpg

Ещё один памятник техническим службам - вот этот осветительный буй, стоявший когда-то у бухты "Железница".

08 бакен.jpg

Заметная часть экспозиции - артиллерийское вооружение кораблей Ладожской флотилии. На переднем плане - башня танка Т-34-76, такие устанавливались на "речных танках" - бронекатерах.

09 арт.jpg

76-мм зенитная установка 34-К устанавливалась на канонерских лодках флотилии в качестве орудия главного калибра.

10 34-К.jpg

Аналогичным образом использовались и 85-мм установки 90-К.

11 90-К.jpg

Ещё более мощный вариант - установка Б-13 с 130-мм орудием в башне, такие устанавливались на некоторых канонерских лодках и береговых батареях. Дальность стрельбы - до 25 км, темп - 7-8 выстрелов в минуту.

14 Б-13.jpg

Другой вариант установки - Б-13-3с был более скорострельным: до 10 выстрелов в минуту. Расчёт обоих установок составлял 11 человек.

15 Б-13-3-С.jpg

Для зенитных целей на кораблях Ладожской флотилии использовались, среди прочего, 37-мм автоматические установки 70-К.

12 70-К.jpg

Были и более мощные зенитные системы этого же калибра, В-11, со спаренной артустановкой.

13 В-11.jpg

Для управления стрельбой корабельной артиллерии на канонерских лодках имелись командно-дальномерные посты КДП. Конкретно этот пост когда-то стоял на уже упомянутой канонерской лодке "Бира". Судя по двум парам характерных выступов, дальномеров там было установлено два.

16 КДП.jpg

Есть в экспозиции музея и дальномер, который мог устанавливаться и в корабельных КДП, это модель ДЯ - стереодальномер 4-метровой базы. Использовались подобные и на береговых батареях.

17 дальномер.jpg

В продолжение темы корабельного вооружения - заряжающее устройство с глубинными бомбами ББ-1, применявшимися против подводных лодок.

18 глубинные бомбы.jpg

Классическая гальваноударная якорная мина на тележке, за ней - минный защитник: устройство, защищающее установленные мины от траления.

19 мины.jpg

А вот и средство борьбы с минами, точнее, его элементы: правый и левый отводящие буи петлевого электромагнитного трала ПЭМТ-4.

20 крылья трала.jpg

Есть в музее и небольшая коллекция сухопутных артиллерийских орудий: от 76-мм полковушки обр. 1927 года до 85-мм зенитки 52-К обр. 1939 года.

22 орудия.jpg

Самым интересным для меня оказалась автомобильная часть экспозиции. Очень неплохо смотрится ГАЗ-ММ упрощённого образца, машина прошла хорошую реставрацию. Такие "полуторки" провезли по военно-автомобильной дороге № 101 (№ 102), как называлась трасса, проложенная по льду Ладоги, много нужных осаждённому городу грузов, обратными рейсами шла эвакуация жителей. Судя по информационной табличке, эта машина в одном из рейсов ушла на дно и была поднята в 1947 году.

23 ГАЗ-ММ.jpg

Второй основной грузовик РККА - "трёхтонка" ЗИС-5. Вёз больше груза, но и шансов провалиться под лёд было больше. Тоже прошёл хорошую реставрацию, на раме уцелела даже заводская табличка.

23 ЗИС-5.jpg

Уникальный экспонат - автобус на шасси ЗИС-8 с добавленной подкатной осью, известный под условным индексом "АТУЛ АЛ-2". Такие машины в небольших количествах производились на заводе Автотранспортного управления Ленсовета с 1936 года до 1940-х. Это единственный уцелевший экземпляр, недавно отреставрированный и перемещённый из запасников в основную экспозицию. Такие автобусы участвовали в эвакуации по ледовой трассе жителей Ленинграда, в основном детей.

24 АТУЛ Л-2.jpg

Завершает автомобильную экспозицию полевая кухня-прицеп КП-2-48. Это уже послевоенная модель, что видно и по её индексу, а в войну основными типами полевых кухонь были КП-41 и КП-42, жаль, что их нет в экспозиции.

25 КП-2-48.jpg

Хочу отметить, что музей в последние годы значительно похорошел: приведена в порядок территория, построены новые павильоны, отреставрированы экспонаты, обновлена экспозиция. Так что настоятельно рекомендую к посещению!

Tags: ГАЗ, ЗИС-ЗИЛ, Ленобласть, авиация, автобус, артиллерия, музей, оружие, флот
Subscribe

Posts from This Journal “музей” Tag

  • День военного связиста - 2018

    20 октября - День военного связиста. "Жопа в мыле, морда в грязи, вы откуда? Мы из связи!" С праздником, связисты! В качестве иллюстрации к…

  • Ивановский автомузей

    Был недавно по рабочим делам в городе Иваново и обнаружил, что там имеется "Музей советского автопрома". Над входом в музей привлекает потенциальных…

  • Олдтаймер-галерея 2018: пожарное

    Как и обещал, выкладываю первую часть отчёта по прошедшей на минувших выходных в Москве очередной выставке "Олдтаймер-Галерея". В этом году…

  • Революционный броневик

    Вот и наступила 100-я годовщина Октябрьской революции. Можно только представлять, с каким размахом это отмечалось бы в нашей стране, не случись…

  • Железные артефакты Петрозаводска

    Сегодня, 18 мая, отмечается Международный день музеев. Присоединяюсь к праздничным мероприятиям и хочу показать небольшую музейную экспозицию,…

  • Новый экспонат питерского музея электротранспорта

    В октябре прошлого года в экспозиции питерского музея электротранспорта появился новый экспонат - автовышка ремонтников контактной сети АТ-76 на…

  • Каток с морского дна

    Рядом с трапом ледокола-музея "Красин" имеется небольшой навесик, под которым спрятался очень интересный экспонат. Это каток Cadet Roller…

  • Ветеран Арктики

    В Питере очень много самых разных музеев, и есть среди них музеи плавучие, что неудивительно, учитывая расположение и историю города. Самый известный…

  • Выставка разъезжается

    Вчера закончила свою работу выставка ретро-техники в выставочном центре "Ленэкспо", действовавшая в рамках проводившегося несколько дней…

promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments