mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Олдтаймер-галерея 2018: пожарное

Как и обещал, выкладываю первую часть отчёта по прошедшей на минувших выходных в Москве очередной выставке "Олдтаймер-Галерея". В этом году выставка была посвящена 100-летию пожарной охраны СССР, поэтому основную часть экспозиции занимали самые разные пожарные автомобили. Вот этот автонасос-линейку ПМЗ-1 ("пожарная машина ЗИС, модель 1") на шасси АМО-4 1931 года выпуска представила "Мастерская Шаманского". Судя по имеющейся информации, это не реплика: автомобиль изначально был пожарным и сохранился благодаря тому, что был в своё время установлен в качестве памятника. Как и у многих других пожарных машин этого периода, расчёт размещался на открытых продольных лавках. Между сиденьями имеется бак для воды ёмкостью 360 литров, а над надстройкой закреплены рукава и лестницы.

01 АМО-4.jpg

А это родственник предыдущей машины - пожарный автомобиль Миусского завода на базе первого советского грузовика АМО-Ф-15. Компоновка такая же, но размеры существенно меньше, да и кабина открытая. Уникальная машина предоставлена Политехническим музеем, здание которого до сих пор находится на затянувшейся реконструкции, но автоэкспонаты Политеха можно увидеть в других профильных музеях и вот на таких выставках. Кстати, в коллекцию музея автомобиль попал ещё в далёком 1947 году.

02 АМО-Ф-15.jpg

ПМЗ-2 считается первой советской пожарной автоцистерной, она выпускалась на шасси ЗИС-5 Московским заводом пожарных машин. Ёмкость цистерны - 1500 литров, производительность насоса Д-20 - 1400 литров в минуту, пожарный расчёт - 6 человек: двое в кабине, четверо - на открытых сиденьях. Машина предоставлена Военно-техническим музеем, про который я уже рассказывал.

04 ПМЗ-2.jpg

Музей послал на выставку сразу несколько пожарных машин из своей коллекции, в том числе уникальную 30-метровую автолестницу Metz на шасси ЗИС-6. Трёхосные ЗИСы сейчас в принципе трудно встретить (хотя смотря где, на этой выставке их было два), а с такой надстройкой он вообще один. Привод лестницы механический, от коробки отбора мощности.

05 ЗИС-6 Metz.jpg

Ещё одна машина из того же музея - единственный сохранившийся советский довоенный грузовик ЯГ-6, точнее пожарная автоцистерна на его базе. Увы, за годы службы, а проработала машина по прямому назначению аж до начала 1970-х, она была существенно переделана, в частности, была установлена неродная кабина от какого-то импортного грузовика. После попадания машины в музей эту кабину заменили на новодельную, представляющую собой некое подобие родной кабины ЯГ-6, но сходство получилось весьма отдалённое.

07 ЯГ-6 АЦ.jpg

Сверкающий краской пожарный автомобиль ПМГ-1 ("пожарная машина ГАЗ, модель 1") предоставлен музеем газеты "Авторевю". Основное вооружение машины - типовой для того времени насос Д-20. Такие машины чаще всего служили в ПЧ небольших населённых пунктов и в сельских пожарных дружинах.

03 ПМГ-1.jpg

Представитель первых послевоенных пожарных машин - автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5 производства УралЗИС, такие выпускались на Топкинском и Варгашинском заводах противопожарного оборудования. Машина имеет ставшую классической компоновку с двойной кабиной, оборудована насосом ПН-25А производительностью 25 л/с и баком для воды ёмкостью 1420 л. Рядом с ПМЗ-11 стоит ручной двухцилиндровый поршневой насос ПН-100, производительностью до 126 л/мин. Экспонаты предоставлены Техническим музеем Вадима Задорожного.

06 ПМЗ-11.jpg

Три пожарные машины были предоставлены музеем "Московский транспорт". Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150 выпускалась Прилукским заводом противопожарного оборудования в 1953-1955 годах. В основном такие машины поступали в большие города на различные промышленные предприятия.

08 ПМЗ-9М.jpg

Автонасос ПМЗ-18 на шасси ЗИС-150, а впоследствии ЗИЛ-164 (этот экземпляр - именно на из таких) выпускался на том же Прилукском заводе, изначально его оборудование состояло из насоса ПН-30М, водяного бака первой помощи ёмкостью 465 литров и большого набора рукавов. На последнем месте службы машины до попадания в музей - одном из колхозов Московской области, местные умельцы вкрячили в кузов кубовый бак для воды и переделали водяные коммуникации. Увы, весь этот, в прямом смысле колхоз, при реставрации (в остальном неплохой) так и не убрали.

09 ПМЗ-18.jpg

Автоцистерна ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51 выпускалась Грабовским заводом противопожарного оборудования и предназначалась в первую очередь для использования в небольших городах и посёлках, а также на сельхозпредприятиях. Одним из недостатком машины была недостаточная проходимость базового автомобиля: с хорошими дорогами в сельской местности всегда были проблемы.

10 ПМГ-36.jpg

А вот полноприводный ГАЗ-63 чувствовал себя в этих условиях гораздо увереннее, поэтому появление пожарной машины на этом шасси было вполне закономерно. Автоцистерна АЦП-20(63)-19М выпускалась Варгашинским заводом с 1963 по 1968 год. Она получила индекс уже по новой системе: "АЦП" - автоцистерна полноприводная (впоследствии от дополнительной буквы для обозначения полноприводных шасси отказались), "20" - производительность насоса (основная характеристика), "63" - шасси, "19М" - модель. Машина, несущая опознавательные знаки Калинина (Твери), была предоставлена музейно-просветительским центром МЧС РФ.

11 АЦП-20(63)-19М.jpg

Автолестница АЛГ-17(51А)-ЛЧ на шасси ГАЗ-51А также выпускалась в 1960-е годы, но уже другим заводом противопожарного оборудования - Новоторжокским. Предназначалась для работы на пожарах в зданиях высотой до 5 этажей. Привод механизмов лестницы - гидравлический, максимальная высота подъёма - 17 метров. Предоставлена московской ПЧ-38, в которой она "работает" памятником.

12 АЛГ-17(51А).jpg

Ну а это уже совсем недавняя история, точнее даже не совсем история: такие автомобили продолжают свою службу во многих городах России и других странах бывшего СССР. Пожарная классика - автоцистерна АЦ-40(130)-63Б на шасси ЗИЛ-130, эта модификация выпускалась с 1978 года Прилукским заводом. Данный экземпляр служит в ПЧ города Подольска.

13 АЦ-40(130)-63Б.jpg

Пару автоцистернам традиционно составляли автонасосы, или, как их стали называть позже, насосно-рукавные автомобили. АНР-40(130)-127Б выпускался всё на том же Прилукском заводе, оборудовался насосом ПН-40У производительностью 40 л/с и вывозил приличное количество пожарных рукавов диаметром 77 мм для прокладки магистральных линий. Машина несёт службу в ПЧ-45 города Жуковского.

14 АНР-40(130)-127.jpg

Автоцистерны на полноприводном шасси смотрятся однозначно внушительно, да и проедут почти везде. АЦ-40(131)-137 на шасси ЗИЛ-131 вывозит на пожар 2400 литров воды и 150 литров пенообразователя. Эта машина из ПЧ Солнечногорска - заслуженный ветеран, 1980 года выпуска. Жаль, что на выставке не было кого-нибудь из его предков на шасси ЗИЛ-157.

15 АЦ-40(131)-137.jpg

Автолестница АЛ-30(131)-ПМ-506 - на 8 лет моложе, служит в ПЧ города Красноармейска. Как видно по её индексу, максимальная высота подъёма лестницы - 30 метров.

16 АЛ-30(131)-506.jpg

Этот пожарный автомобиль на базе Урал-375 - на вид обычная автоцистерна, но всё гораздо интереснее. Эта машина, служащая в ПЧ-90 Московской области, носит индекс АВ-40(375)ПМ-108А/Ц50А, её назначение - тушение пожаров воздушно-механической пеной. Машина вывозит на пожар 4000 литров пенообразователя, комплектуется пеногенераторами и пеноподъёмниками, может выдать до 1000 кубов пены.

17 АВ-40(375).jpg

Встречаются на службе у пожарных и УАЗ-469/3151, чаще всего в качестве штабных или вспомогательных. Ну а если тент снять, как на этом экземпляре, то и на парад можно ехать.

18 УАЗ-31512.jpg

А можно и вот такую мотопомпу ММ-1200 сзади прицепить. Производительность этого небольшого агрегата с мотором от "полуторки" - 1200 л/мин.

19 ММ-1200.jpg

Ещё один вариант мобильной мотопомпы - пожарный мотоцикл "Днепр" МТ-10-36. Оба экспонаты предоставлены уже упоминавшимся Военно-техническим музеем.

20 Днепр.jpg

А сейчас у пожарных на вооружении есть вот такие мотоциклы BMW F800GS.

21 BMW.jpg

Да, что касается зарубежной пожарной техники, то коллекция таковой была тоже достаточно интересная. Отдельным табором стояли разнокалиберные конные линейки, лестницы, насосы, среди них выделялся необычный ручной пожарный насос американской фирмы L. Button & Company: его приводили в действие сразу несколько человек, толкая боковые поручни вверх-вниз.

22 Линейка.jpg

Среди автомобилей традиционно выделялись американцы: вот этот экземпляр был переделан в пожарный из обычного легкового Cadillac Model 314.

23 Cadillac.jpg

А эта небольшая автоцистерна пожарной была изначально, произведена в 1920-х известной фирмой American La France, которая выпускала противопожарное оборудование с 1873 по 2014 год.

24 Chevrolet.jpg

Ещё один американский производитель пожарных машин - фирма Seagrave. Этот автомобиль модели 6WT Standart был выпущен в 1927 году, он оснащён насосом производительностью 3400 л/мин и баком первой помощи в 200 л. Лестница, как и предыдущих машин, располагается вдоль борта.

26 Seagrave.jpg

Этот пожарный автомобиль на шасси REO Speed Wagon - тоже автонасос, пожарное оборудование произведено компанией Howe Fire Apparatus Co.

25 Reo.jpg

И снова экспонат из Военно-технического музея - пожарная машина на шасси Ford 798T. По имеющейся информации, пожарная надстройка и оборудование было произведено и установлено одной из специализированных фирм в Швеции. Насос у этой машины размещён не в задней, а в передней части, такая компоновка имеет свои преимущества, прежде всего - простоту трансмиссии и удобство работы.

27 Ford.jpg

Ещё один автомобиль подобной компоновки - автоцистерна на шасси International Harvester B120. Пожарное оборудование изготовлено шведской компанией Henrikssons Brandredskap, есть подозрение, что к предыдущей машине приложила руку та же фирма. Машина имеет очень интересную судьбу: после долгой службы в Швеции она была в 1995 году подарена в качестве гуманитарной помощи пожарным Карелии. Прослужив некоторое время в ПЧ Костомукши, она была куплена для использования на охоте/рыбалке, перекрашена, а пожарное оборудование было частично демонтировано. Но через некоторое время на неё положил глаз один большой любитель ретро, купил и восстановил в изначальном виде, результат - перед вами.

28 Inter.jpg

Кроме американцев, был на выставке один пожарный "англичанин" - Dennis G-Type 1929 года выпуска. Пишут, что машина никогда не проходила реставрацию, а своим состоянием обязана аккуратности прошлых собственников. В задней части машины находится её основное оборудование - центробежный насос.

29 Dennis.jpg

Пожарные "немцы" были представлена продукцией знаменитой компании Magirus. Шасси S3000, производившееся с 1938 по 1943 год, выпускалось ещё под маркой Klockner-Deutz. Машина имеет классическую схему: в передней части - сдвоенная кабина, в задней - надстройка с цистерной, насосом и отсеками для пожарно-технического вооружения.

30 Klockner-Deutz.jpg

Автоцистерна TLF-16 на шасси Magirus-Deutz 150D10 1966 года - прямой потомок предыдущего автомобиля.

31 Magirus АЦ.jpg

37-метровая пожарная автолестница DL-37 на шасси Magirus-Deutz 232D14 была выставлена не в павильоне, а на улице, для привлечения внимания к выставке.

32 Magirus-Deutz АЛ.jpg

Завершает обзор не автомобильный, но тоже интересный экспонат - коммутатор электропожарной сигнализации системы А.В. Дюкова.

33 Пожарный коммутатор.jpg

Рассказ о выставке будет продолжен в следующем выпуске "Техноисторий": там есть ещё на что посмотреть, так что следите за обновлениями!
Tags: ГАЗ, ЗИС-ЗИЛ, Москва, УралЗИС-Урал, выставка, музей, пожарное
Subscribe

Posts from This Journal “выставка” Tag

  • Олдтаймер-галерея 2018: всё остальное

    Кроме пожарной экспозиции, на минувшей выставке "Олдтаймер-Галерея", было и многое другое интересное. Например, спецмашина ПЭУ-1, которая…

  • Омский педальный трактор

    Посетил на днях очередную выставку "Олдтаймер-Галерея". Отчёт планирую выложить немного позже, а пока - кое-что, обратившее на себя…

  • Раскладной "Баркас"

    Не так давно я рассказывал про московскую выставку "Олдтаймер-Галерея 2017". За кадром остался ещё один интересный автомобиль - одновременно и…

  • Олдтаймер-Галерея 2017: всё подряд

    Кроме отличной экспозиции автомобилей царских времён, на 26-й выставке "Олдтаймер" было ещё много всего интересного, выложу наиболее…

  • Олдтаймер-Галерея 2017: Первые моторы России

    Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал…

  • Фортуна-2016

    В прошедшее воскресенье в Кронштадте, на территории форта Константин прошёл очередной ретро-фестиваль "Фортуна-2016". Как и в прошлом году,…

  • Выставка железнодорожной техники на Омском вокзале

    Оригинал взят у glam_evil в Выставка железнодорожной техники на Омском вокзале Некоторые омские предприятия становятся всё ближе к…

  • Выставка разъезжается

    Вчера закончила свою работу выставка ретро-техники в выставочном центре "Ленэкспо", действовавшая в рамках проводившегося несколько дней…

  • Омск, выставка ВТТВ-2013 - экспоцентр

    Как и обещал, выкладываю обзор по экспонатам выставки ВТТВ-Омск 2013, представленным в экспоцентре ТК "Континент". Честно говоря, выставка…

promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments