mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Categories:

Омский троллейбус: ЗиУ-5

К очередному юбилею омского троллейбуса хочется вспомнить про машины, которые давно ушли с улиц Омска. Про МТБ-82 я уже пару раз писал, пришла очередь ЗиУ-5. По сравнению с предыдущей моделью это был значительный шаг вперёд: несущий кузов, новая автоматическая косвенная реостатно-контакторная система управления, широкие двери, улучшенная эргономика кабины водителя и комфортабельный пассажирский салон с накопительной площадкой. В Омск первые троллейбусы ЗиУ-5 начали приходить в первой половине 1960-х, на этом историческом фото, датированном 1963 годом, один из поступивших новых ЗиУ-5, и два его водителя - Б. Фадеев и А. Филиппов. Что интересно, бортовой номер и данные маршрута на машине уже нанесены, а светотехника и зеркала ещё не поставлены.


фото: архив А.Ю. Кобрица

А вот та же машина спустя некоторое время, с теми же водителями и знаком экипажа коммунистического труда.


фото: архив А.Ю. Кобрица

Номинальная вместимость ЗиУ-5 была определена в 90 пассажиров, но на практике в троллейбус запросто вмещалось человек на 30 больше. Кстати, пассажиры сразу оценили одно из преимуществ новой машины - заднюю накопительную площадку, особенно это было актуально для рейсов до железнодорожного вокзала, на которых многие ехали с объёмным багажом.


фото: музей ГЭТ Челябинска

На ЗиУ-5 устанавливался электродвигатель ДК-207А, мощностью 95 кВт, максимальная скорость машины составляла 68 км/ч.


фото: архив А.Ю. Кобрица

Во второй половине 1960-х в Омск начали поступать троллейбусы новой модификации ЗиУ-5Г, внешне их можно узнать по характерному окошку заднего маршрутоуказателя, которое прозвали "скворечником". Кстати, на этом фото, сделанном в Депо-1, ЗиУ-5 соседствуют с МТБ-82Д, последние из которых сошли с маршрутов Омска в конце 1960-х.


фото: музей ГЭТ Челябинска

Естественно, для организации подготовки новых водителей часть ЗиУ-5 была переоборудована в учебные, вот один из них. Фото не датировано, но скорее всего, это не позже 1970-х, может кто-то из этих курсантов ещё работает.


фото: архив А.Ю. Кобрица

В 1974 году в Омск начали приходить троллейбусы новой модели ЗиУ-682, на этом фото как раз встретились два поколения троллейбусов ЗиУ. Последние ЗиУ-5 прослужили до 1983 года, а всего машины этой модели проработали в Омске 20 лет и запомнились очень многим омичам.


фото: архив А.Ю. Кобрица

Увы, ни одного комплектного экземпляра ЗиУ-5 не сохранилось, если уж МТБ-82-памятник в итоге куда-то ушёл, то о сохранении менее раритетных "пятёрок" даже не подумали. Тем не менее, кое-где они сохранились, в виде сараев и бытовок. Один из сохранившихся экземпляров ЗиУ-5Г стоял в самом центре города, и был уничтожен строителями, которые в итоге так нихрена и не построили.



А этот экземпляр, сохранивший даже элементы остекления, молдинги и некоторые другие элементы, стоит в качестве сторожки на лодочной станции и вполне может быть восстановлен.



Известны и ещё некоторые экземпляры ЗиУ-5, так что вполне можно было бы, приложив некоторое количество сил и средств, собрать один ходовой экземпляр, увеличив небольшой список омских достопримечательностей на одну единицу и сделав городу подарок к 300-летию.

Tags: ЗиУ, Кобриц, Омск, гортранспорт, история, троллейбус
Subscribe

  • Владимирский "ретро-троллейбус"

    Некоторое время назад на новостных сайтах Владимира появилась информация о том, что в городе вскоре появится ретро-троллейбус, который должен будет…

  • Советский мобильный пункт приёма старых телевизоров

    Просматривая свои архивы, наткнулся на один интересный объект - мобильный пункт приёма старых телевизоров эпохи СССР. Обнаружен он был в своё время…

  • Вечнозелёные "Мультикары"

    Как-то давно я писал пост про ГДР-овские грузовички Multicar M25, которые поставлялись в СССР. Уже тогда сохранившихся экземпляров мне было известно…

promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Владимирский "ретро-троллейбус"

    Некоторое время назад на новостных сайтах Владимира появилась информация о том, что в городе вскоре появится ретро-троллейбус, который должен будет…

  • Советский мобильный пункт приёма старых телевизоров

    Просматривая свои архивы, наткнулся на один интересный объект - мобильный пункт приёма старых телевизоров эпохи СССР. Обнаружен он был в своё время…

  • Вечнозелёные "Мультикары"

    Как-то давно я писал пост про ГДР-овские грузовички Multicar M25, которые поставлялись в СССР. Уже тогда сохранившихся экземпляров мне было известно…