mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Category:

Стальной символ Русской Поляны

И снова возвращаемся к теме целины. В Омской области центром освоения целинных земель стал посёлок Русская Поляна. Именно там был в 1979 году построен самый большой памятник покорителям целины в области, это целый мемориал "Целина", в его центре - трактор ДТ-54А на постаменте, а по периметру установлены стелы с барельефами.



Русская Поляна - посёлок по историческим меркам молодой - ещё на рубеже 19-20 веков на его месте была голая степь, где лишь изредка появлялись казахи-кочевники. Всё изменилось в начале 20 века, когда в Сибирь хлынул поток крестьян-переселенцев из европейской части Российской империи. В 1907 году посреди степи был основан посёлок, первоначально называвшийся Павловским - по имени землемера, разметившего этот участок. А в следующем, 1908 году по решению схода жителей посёлок получил имя родного села одного из первопоселенцев, находившегося в Киевской губернии - Русская Поляна.

Шли годы, посёлок понемногу разрастался, первоначально он относился к Омскому уезду Акмолинской области, позже - к Омской губернии. При проведении советской территориальной реформы 1920 года он был отнесён к Киргизской (позже - Казахской) АССР, а после следующей территориальной реорганизации вошёл в состав Павлоградского района Омской области. В 1935 году Русская поляна стала районным центром, в это время в нём проживало около 2 тыс. человек. Но к началу 50-х посёлок захирел, плохие условия жизни по сравнению с другими райцентрами (отсутствие нормальных дорог, водопровода, канализации, электрического освещения) привели к тому, что население начало уезжать в поисках лучших мест. Новая жизнь началась в Русской Поляне в 1954 году, когда началось освоение целины и в посёлок начали приезжать первые добровольцы. Этому событию посвящены три центральных стелы мемориала.



Два крайних барельефа символизируют старую и новую жизни посёлка. На левом изображена прибывшая на целину молодёжь, причём в первых рядах - моряк в тельняшке и солдат с гармошкой, так оно часто и бывало в действительности - многие парни ехали на целину сразу после дембеля. Справа же их "встречают" жители старой Русской Поляны - коренные жители этих степей казахи и русские крестьяне-переселенцы, со старой сохой. А на установленной посередине стеле нанесён заголовок того самого исторического постановления от 2 марта 1954 г. "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель", опубликованного в газете "Правда". Ниже на ней же упоминается, что в 1954-55 году на целину прибыло около 7 тыс человек, а также о том, что в начале 1954 года в районе было 40 колхозов, 1 совхоз и 3 МТС.

На других барельефах изображены люди почти всех профессий, которые так или иначе вложили свой труд в освоение новых земель и налаживание нормальной жизни на селе: механизаторы, хлеборобы, животноводы, кузнецы, землемеры, строители, связисты, учителя, врачи. Похожие (но не типовые) барельефы встречаются и в других сёлах Русско-Полянского района.



На последнем барельефе традиционно для советского искусства изображены ветераны, напутствующие молодое поколение. Кстати, для местных ветеранов достаточно символично изображение девочки с саженцем в руках: дело в том, что в основанной посреди пустынной степи Русской Поляне до начала 1950-х было только одно (!!!) дерево - сосна, посаженная кем-то из первых поселенцев. И вот как раз примерно одновременно с началом освоения целины началось массовое озеленение сельских улиц, и сегодня в посёлке очень много густой зелени.



Ну а теперь перейдём к главной и наиболее интересной для меня части мемориала - трактору ДТ-54А. В отличие от другого ДТ-54, установленного на постамент в Целинном, данный трактор был выпущен на Алтайском тракторном заводе.



Алтайский тракторный завод был организован в небольшом городе Рубцовске на базе эвакуированного Харьковского тракторного завода. В январе 1942 года в Рубцовск начали прибывать первые вагоны с оборудованием, а уже в августе того же года был выпущен первый алтайский трактор, получивший марку АСХТЗ-НАТИ, в суровые военные годы всё делалось очень быстро. АСХТЗ-НАТИ выпускался на АТЗ до 1952 года, а далее основной выпускаемой моделью надолго стал ДТ-54. Из выпущенных на АТЗ "дэтэшек" в годы освоения целины 9630 штук были отправлены в целинные совхозы РСФСР и Казахской ССР.



В 1957 году было начато производство модернизированной версии трактора - ДТ-54А. Эта модификация отличалась модернизированным двигателем Д-54А и наличием раздельно-агрегатной гидравлической системы для работы с навесными и прицепными гидрофицированными сельскохозяйственными машинами, управляемыми трактористом. Именно ДТ-54А возвышается на постаменте в Русской Поляне, это хорошо видно по заметным сзади рычагам гидросистемы и четырём внешним розеткам для подключения электрооборудования прицепных сельхозмашин, расположенным на задней стенке кабины над правым окошком.
Последний ДТ-54А покинул заводской конвейер АТЗ на десятилетия позже, чем на ХТЗ и СТЗ-ВгТЗ, и до сих пор, особенно на Алтае, можно встретить работающие трактора этой модели. Увы, Русско-Полянский трактор - памятник находится в более худшем техническом состоянии, чем его более старый коллега из Целинного: вместо двигателя Д-54А под капотом - пустота. Зато в комплекте с трактором идёт прицепной плуг, предположительно - ПЧЯ-3-50.



Трактор-ветеран, установленный в центре мемориала, посвящённого 25-летию начала освоения целины, стал для Русской Поляны не просто памятником, а одним из её символов. Про трактор даже сочиняют стихи, а его изображение в Русской Поляне можно встретить повсюду, в том числе и на логотипе районной газеты:



На этом рассказ о целинном мемориале можно закончить, но к теме технопамятников Русской Поляны мы ещё вернёмся - есть в посёлке и ещё кое-что очень интересное, но это тема для отдельного разговора.
Tags: АТЗ, ДТ-54, Омская область, Русская Поляна, история, технопамятники, трактор
Subscribe

promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments