mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Машины, строившие Омск

Не так давно, спасибо коллеге Игорю (omchanin), я натолкнулся на фотоархив Александра Драло, в котором обнаружились очень интересные фото Омска 50-х - 60-х годов теперь уже прошлого века. Особенно ценными для меня оказались те фотографии, на которые попала строительная техника тех лет - краны, бульдозеры, экскаваторы. Вот, например, на этом фото внимание в первую очередь, привлекает, конечно, трамвайная линия, но есть на нём и ещё один очень интересный технический объект - башенный кран.




Этот кран относится к самой распространённой на стройках СССР в 1950-е - 1970-е годы группе башенных кранов, разработанных Государственной союзной проектно-технической конторой "Проектстроймеханизация" Главстроймеханизации Минметаллургхимстроя в период 1947 - 1952 годов. Эта группа кранов носила индекс БКСМ (Башенный Кран Строительный "Минтяжстроевец"). В рамках упомянутой программы были разработаны краны различных типоразмеров, с грузовым моментом от 5 до 150 тм и высотой подъёма груза от 17 до 80 м. Кран, попавший на фотоснимок, относится к серии БКСМ-3. Вот ещё одно омское фото, на котором видны сразу два аналогичных крана.



Краны типа БКСМ-3 обладали грузоподъёмностью от 1 до 3 тонн и применялись на строительстве зданий высотой до 7-8 этажей. На следующем фото видно нижнюю часть башенного крана такого типа:



На предприятиях, относившихся к другим министерствам, аналогичные краны выпускались под другими индексами: СБК-1 (Строительный Кран Башенный) и Т-128. По мнению знакомого специалиста, на данной фотографии запечатлены именно краны модели СБК-1, производившиеся на Куйбышевском механическом заводе № 1 Минмонтажспецстроя СССР с 1951 года. Несколько необычным выглядит размещение кабины крановщика в центральной части крана, но для тех времён это было прогрессом - на башенных кранах более раннего периода кабина часто находилась внизу, что создавало значительные неудобства при работе.

Кроме башенных кранов, обеспечивавших подъём грузов на значительную высоту, но привязанных к рельсам, на стройках требовались более мобильные краны, способные обеспечить работы на любом участке стройплощадки. Один из таких кранов эпохи 1950-х мы видим на следующей фотографии:



Скорее всего, это кран КТС-5 на шасси трактора С-80, выпускавшийся на Угличском ремонтно-механическом заводе. Грузоподъёмность этого крана - 5 т, а разработан он был в первую очередь для монтажа опор линий электропередач, чем и обусловлено наличие у него двухстержневой стрелы.

Закончу этот небольшой обзор самым интересным с историко-технической точки зрения фото из этого архива. На нём можно увидеть сразу три интереснейших образца строительной техники той эпохи.



В центральной части кадра, за спинами детей, мы видим механический тросовый экскаватор Э-1004. Такие экскаваторы выпускались с 1949 г. Воронежским экскаваторным заводом им. Коминтерна, кстати, название завода-изготовителя крупными буквами наносилось на блок противовеса, что хорошо видно на фото. По действующей тогда системе индексации экскаваторов индекс машины означал следующее: "Э"-экскаватор, ёмкость ковша - 100 декалитров (1 м³), модель - 4. С 1955 года выпускалась модернизированная модель Э-1004А ("А" как раз и означает первую модернизацию), а с 1956 года на том же заводе начал выпускаться экскаватор Э-1252, отличавшийся от Э-1004А только ёмкостью ковша. Судя по установленной на данном экскаваторе стреле, он выполняет функцию либо крана (до 1954 года в СССР вообще не выпускалось специализированных гусеничных кранов, их функции выполняли тросовые экскаваторы с краново-стреловым оборудованием), либо драглайна. Так как он стоит на краю котлована, скорее всего это всё-таки драглайн.

Слева от Э-1004 стоит ещё один тросовый экскаватор, это Э-505 (или 505А), выпускавшийся с конца 1940-х на Ковровском экскаваторном заводе. Как видно по индексу, эти экскаваторы работали с ковшами ёмкостью 0,5 м³, данный экземпляр оснащён оборудованием обратной лопаты. Сейчас встретить механический экскаватор с таким оборудованием можно очень редко, их повсеместно вытеснили со строек гидравлические экскаваторы, но и у тросовых экскаваторов остались свои ниши. В основном они используются как драглайны в карьерах и на больших стройках, а также очень часто как копры со штанговыми дизель-молотами.

Ну и наконец, в правой части стройплощадки стоит машина, которая первой приступает к работам на стройке - гусеничный бульдозер. Скорее всего, это модель Д-271 на базе трактора С-100 производства ЧТЗ, такие бульдозеры выпускались в том же Челябинске, на заводе имени Колющенко (сейчас ЗАО "ЧДСМ"). Сзади машины видна лебёдка, посредством которой приводится в действие механизм подъёма/опускания отвала. Именно таким бульдозером хулиган Федя пытался гонять студента Шурика по стройке в известном всем фильме.

На сегодня всё, но на этом останавливаться не собираюсь, так что, если у кого найдутся в личном архиве фото со старой техникой на улицах и стройках Омска - присылайте, буду очень благодарен.

И, кстати, знатоки старого Омска, кто опознает, где сняты приведённые фото? ;)
Tags: Омск, ЧТЗ, история, кран, стройка, экскаватор
Subscribe
promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments