mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Categories:

Омский споттинг. Часть третья, пожарная.

В третьей части рассказа про споттинг в аэропорту Омска (предыдущие части - вот тут и тут) хочу отдельно рассказать про технику одной из самых интересных служб аэропорта - службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). На вооружении СПАСОП стоят специальные аэродромные пожарные автомобили, требования к которым значительно отличаются от требований к обычным городским "пожаркам". Самые необходимые для аэродромного пожарного автомобиля качества - это полноприводность, большой объём цистерны, хорошие динамические характеристики автомобиля и способность подавать воду или пену прямо с ходу. Такие требования обусловлены тем, что самолёт может совершить аварийную посадку прямо в поле рядом с аэродромом, а горит авиатехника очень быстро, и время, в течение которого можно спасти пассажиров, измеряется буквально минутами. К сожалению, скоростные характеристики современных российских пожарных автомобилей значительно уступают характеристикам иностранных аналогов, но всё равно это шаг вперёд по сравнению с той техникой, что много лет стояла на вооружении советских и российских аэропортов - вместительных, но неповоротливых и тихоходных пожарных автомобилей АА-60 и АА-70 на шасси МАЗ-7310. Сегодня в "Омск-Центральном" используются пожарные автомобили на шасси КамАЗ.

Депо-1

Основная часть техники сосредоточена в центральном пожарном депо, которое расположено возле восточного торца основной ВПП. На здании депо имеется специальная башенка для визуального наблюдения обстановки на ВПП. Рядом с депо стоит тот самый Ту-104Б, про который я писал в первой части отчёта, он используется для тренировок сотрудников СПАСОП.

Депо-2

Самый возрастной автомобиль в депо - 1991 года выпуска, это АА-40(43105)-189 производства прилукского завода "Пожмашина" (ныне завод "Пожспецмаш"). На бампере машины стоит штатная установка пенного тушения УТПС-3.

АА-40(4310)-1

Я уже как-то упоминал, как расшифровываются стандартные индексы пожарных машин: сначала идёт тип, потом основная характеристика (или несколько характеристик), потом, в скобочках, шасси, а в конце - заводской индекс модели. В данном случае это: автомобиль аэродромный, с насосом производительности 40 л/с, на шасси КамАЗ-43105, заводской индекс модели - 189. В индексе осталась неотражённой ёмкости цистерны, а она у этого автомобиля небольшая для аэродромника - 4000 л. воды и 250 л. пенообразователя.

АА-40(4310)-2

Ёмкость цистерны следующей машины, АА-8,0/60-50(43118)ПМ-549 уже в два раза больше - 8000 литров, как и видно из индекса. Из них 7500 приходятся на воду, а 500 - на пенообразователь.

АА-8-60(43118)-2

Машина была выпущена в 2003 году на торжокском заводе "Пожтехника". Производительность его насоса - 60 л/с, а лафетного ствола - 50 л/с, отсюда два числа в индексе.

АА-8-60(43118)-1

Самый новый автомобиль в депо - это внушительный АА-12/60(63501) произведённый в 2010 году на миасском заводе "Уралпожтехника". Он вывозит целый 11300 литров воды и 700 литров пенообразователя. 360-сильный двигатель разгоняет машину до 95 км/ч, а участок в 2 км она проходит с места за 2 минуты.

АА-12-60(63501)-1

На машине установлен современный дистанционно управляемый немецкий насос, производительностью 60 л/с. В задней части машины может монтироваться установка для покрытия взлётной полосы пеной.

АА-12-60(63501)-2

Гостеприимные пожарные даже открыли отсеки машины, чтобы показать, какое ПТВ (пожарно-техническое вооружение) имеется на борту машины. Обратите внимание - в левом отсеке слева закреплена дисковая пила для вскрытия фюзеляжа самолёта.

АА-12-60(63501)-3

Кроме автомобилей, у пожарных имеются и некоторые дополнительные приспособления. Вот, например, старая прицепная установка покрытия полосы пеной, её изготовили самостоятельно. Пеной полоса покрывается, если на неё собирается совершить аварийную посадку самолёт, это позволяет уменьшить риск возгорания. Сейчас эта установка уже не используется, так как у АА-12/60(63501) в штатном комплекте уже имеется аналогичное приспособление.

Установка для покрытия пеной полосы

Ещё у депо стоял некий прицеп-фургончик, с надписью НПСГ, что расшифровывается как "наземная поисково-спасательная группа", но что за оборудование у него внутри, я спросить забыл. Скорее всего, там может быть генератор для снабжения электроэнергией систем освещения и специнструментов.

Прицеп НПСГ

Чтобы повысить скорость прибытия пожарно-спасательного расчёта на место вероятной аварии, в аэропортах обычно делают несколько пожарных постов, и омский аэропорт - не исключение. Дополнительный пост СПАСОП находится примерно возле середины основной ВПП.

Депо-3

На этом посту стоит ещё один большой аэродромный автомобиль, я не успел посмотреть его табличку, но похоже, что это такой же АА-12/60(63501) от "Уралпожтехники", только с другой кабиной боевого расчёта и другими дверцами отсеков.

АА-12-60(63501)-2-1

Судя по серии госномера, поступил в аэропорт он немногим ранее, чем его собрат. После прихода этих двух новых машин были списаны старые АА-70(7310), к сожалению, их мне застать не удалось.

АА-12-60(63501)-2-2

На этом пожарная часть обзора завершена, хочу от всей души поблагодарить сотрудников СПАСОП аэропорта "Омск-центральный", которые охотно показали свою технику и рассказали про неё некоторые подробности.

Tags: КамАЗ, Омск, аэропорт, мероприятия, пожарное, спецтехника
Subscribe

promo mib55 март 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments