mib55 (mib55) wrote,
mib55
mib55

Category:

Военно-технический музей - начало

В начале прошлого года мне посчастливилось попасть в один из самых интересных технических музеев в нашей стране - в Военно-технический музей, который находится в городском округе Черноголовка Московской области. Музей был открыт в нынешнем виде совсем недавно - в октябре 2010 года, его экспозиция представляет собой совместный проект Государственного Военно-технического музея с уже имевшим богатую коллекцию техники Национально-патриотическим музеем «Боевого братства». На машине туда добраться очень легко и достаточно быстро, а вот на общественном транспорте нужно ехать от Москвы на двух автобусах с пересадкой. Зато у музея большая территория, достаточная для размещения всех экспонатов и инфраструктуры, ранее здесь располагался пионерлагерь.

Крупногабаритная техника в музее выставлена прямо на улице - часть под навесом, часть под открытым небом. Среди выставленной техники выделяется единственная в своём роде машина - ЗиЛ-4904, самый большой в мире шнекороторный вездеход, разработанный в специальном КБ при ЗиЛе под руководством В.А. Грачёва.




СКБ Грачёва занималось колёсными тягачами и транспортными средствами высокой проходимости. Одним из перспективных направлений работы СКБ были как раз вездеходы со шнекороторным движителем, способные пройти там, где пасовали колёсные и гусеничные машины - ни глубокий снег, ни болото, ни непролазная грязь не были препятствием для шнекоходов. ЗиЛ-4904 был оснащён двумя 180-сильными двигателями ЗиЛ-375, в грузовом варианте мог перевозить две с половиной тонны груза и развивал максимальную скорость 16 км/ч (при движении по снегу). Эта машина так и не пошла в серию, был изготовлен лишь один опытный экземпляр, который и находится сейчас в музее, но при работе над ЗиЛ-4904 был накоплен бесценный опыт, пригодившийся при создании серийного шнекохода ЗиЛ-2906.

В музее есть и многие другие опытные и серийные машины разработки СКБ Грачёва, вся эта уникальная техника долгое время ржавела на задворках ЗиЛа и была спасена группой энтузиастов, понимавших, что нельзя допустить отправку в металлолом нашей технической истории. К сожалению, когда я был в музее, эти машины были ещё на реставрации, и посмотреть на них не получилось. Сейчас же они все доступны для осмотра, в том числе машины из комплексов для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей.

Музей не зря называется Военно-техническим - значительную часть его экспонатов представляют образцы военной техники и вооружения, в том числе бронеобъекты и артиллерия. Среди них - одно из самых мощных советских орудий Второй мировой - 203-мм гаубица большой мощности Б-4.



Эти орудия, стрелявшие бетонобойными и фугасными 100-кг снарядами, громили финские ДОТы в Финскую войну, а во время Великой Отечественной состояли только в частях Артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования и применялись на особо важных участках фронта, в основном при штурме укреплённых позиций.

У самого входа в музей, рядом с проходной, на каждого входящего грозно глядит дуло 100-мм полевой пушки БС-3.



Пушка была разработана в 1944 году на основе морской пушки Б-34 и предназначена в первую очередь для борьбы с тяжелобронированными целями.

В музее есть и другие противотанковые пушки, например вот эта длинноствольная 57-мм ЗиС-2.



Её обычный бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 100 мм на расстоянии в 500 м, а подкалиберный - на расстоянии километра, что позволяло этому орудию успешно бороться с тяжёлыми танками типа Pz.VI "Тигр".

Недалеко от ЗиС-2 стоит её "родственница" - 76-мм дивизионная пушка ЗиС-3, роднит их одинаковый лафет.



ЗиС-3 стала первым в мире орудием, которое собиралось на конвейере и была самым массовым советским орудием Великой Отечественной - за войну их было выпущено более 100 тыс. штук. Многие эксперты считают ЗиС-3 лучшим орудием Второй мировой.

Ещё один образец артиллерии - 152-мм гаубица-пушка МЛ-20.



Принята она на вооружение ещё в 1937 году и успела принять участие в боевых действиях на Халхин-Голе, а затем прошла всю Великую Отечественную. Считается, что первый выстрел по территории Германии во второй половине войны произвело именно такое орудие.

Помимо буксируемого варианта, МЛ-20 выпускалась также и для монтажа на САУ, этот вариант назывался МЛ-20С. В музее есть САУ с такой пушкой, это ИСУ-152.



Выпускалась она на базе танка ИС-1, основным назначением самоходки была огневая поддержка наступающих танков и пехоты, особенно полезны были эти самоходки при атаке укрепрайонов. Но приходилось этим машинам выходить и против танков противника, тяжёлые 152-мм снаряды при точном попадании превращали Тигры и Пантеры в металлолом.

Рядом с САУ - пожалуй, самый известный и самый знаменитый советский танк - Т-34-85.



Эта машина по праву не раз признавалась по совокупности характеристик лучшим танком Второй мировой. Достаточно сказать, что Т-34-85 до сих пор стоит на вооружении минимум 11 стран.

В музее имеются две машины реактивной системы залпового огня "Град" - БМ-21 "Град" на шасси Урал-375Д и "Град-1" на шасси ЗиЛ-131.



"Град-1" представляет собой модификацию разработанной ранее БМ-21 с меньшим количеством направляющих, меньшей высотой загрузки снарядов и меньшей общей массой, что облегчает использование установки. "Град-1" была разработана для снабжения её частей полкового уровня, в то время как БМ-21 была предназначена для дивизионного.



На вооружение БМ-21 была принята в 1963 году, а первое боевое применение состоялось в 1969 году во время конфликта с КНР на острове Даманский, тогда "Грады" мощными залпами накрыли значительное число китайских вояк.

Представлены в музее и войска ПВО. Самый интересный экспонат - это зенитный прожектор З-15-4Б на шасси ЗиС-5.



Ценности экспонату добавляет то, что, судя по облицовке радиатора, эта трёхтонка была выпущена на самом ЗиСе, таких машин сохранилось гораздо меньше, чем ЗиС-5 выпуска УралЗиС.



Серийно такие прожектора ставились, впрочем не на ЗиС-5, а на специальное удлинённое шасси ЗиС-12, но в военных условиях могло быть всякое, так что такой вариант прожекторной установки вполне имеет право на жизнь.

Спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 была принята на вооружение в 1960 году и предназначалась в первую очередь для ВДВ.



Во время войны в Афганистане зенитке нашлось новое применение - оказалось, что она очень удобна для сопровождения колонн в горах, здесь пригодились и высокий темп огня - 2000 выстрелов в минуту, и небольшие размеры - она легко крепилась в кузове грузовика типа ЗиЛ-131 или Урал-375. Ну а главным достоинством установки, предназначенной изначально для борьбы с авиацией, была возможность стрельбы из низины по засевшим на высокой горе "духам".

Ещё одна имеющаяся в музее зенитка - это автоматическая 57-мм пушка С-60.



Эта зенитка стала первой советской полевой зенитной пушкой, наведение которой осуществлялось дистанционно. Пушка поставлялась во многие страны и неоднократно применялась в военных конфликтах, в том числе во Вьетнаме.

Самый крупный экспонат музея - это штабной катер "Москва", построенный в далёком 1934 году.



Служил катер на Дальнем Востоке, а первым его "пользователем" был командующий Дальневосточным военным округом маршал Блюхер. Снят с вооружения катер был только в 2007 году, таким образом, прослужил он целых 73 года!

На этом осмотр военных экспонатов заканчиваем и переходим к гражданским. Следующие три машины вы вряд ли сможете увидеть в каком-либо другом музее - это замечательные средства передвижения под названием аэросани.

Аэросани-амфибия А-3 были разработаны в СКБ А.Н. Туполева, о чём говорит характерный логотип на борту. Машина получилась удачной, была удостоена нескольких наград на ВДНХ в 1965 году и выпускалась до конца 80-х.



В музее 2 экземпляра этого типа аэросаней, второй установлен на транспортировочной тележке, это модификация А-3ПС. Максимальная скорость машины на воде составляет 80 км/ч, а на снегу - 100 км/ч.



Органы управления А-3 - как в небольшом самолёте, число мест в салоне - 6. На штурвале всё тот же туполевский логотип.



Рядом стоит более внушительный представитель этого типа машин - аэросани Ка-30. Эта машина, как и А-3, была разработана авиаконструкторами - в КБ Камова.



Звездообразный авиационный мотор АИ-14РС позволял Ка-30 развивать скорость по снегу до 140 км/ч. Летом лыжи заменялись на поплавки и аэросани превращались в глиссеры.



Аэросани Ка-30 выпускались в пассажирском, санитарном, почтовом вариантах. В пассажирском исполнении машина вмещала 8-10 человек, в санитарном варианте устанавливались носилки, а в почтовом - ящик для почты. Использовали Ка-30 не только гражданские, но и военные, в основном - пограничники.

В музее имеется отличная коллекция пожарных машин, две из которых ввиду своих габаритов нашли место только на улице. Первая из них - это аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7313)-160.01.



Достоинствами машин этой серии являются огромная цистерна для воды объёмом 12000 литров и мощный насос с автономным двигателем, а основным недостатком - невысокие динамические характеристики. А вот на данной конкретной машине по каким-то соображениям в процессе эксплуатации насосный отсек был полностью демонтирован.

Вторая пожарная машина - это ГПМ-54 на базе танка Т-54/55. Разрабатывалась эта машина для тушения пожаров на объектах нефтехимического производства, складах боеприпасов и прочих опасных объектах.



Цистерна для воды у неё тоже немаленькая - 9000 литров, имеется мощный насос производительностью 60 л/с и дистанционно управляемый лафетный ствол.

На этом осмотр экспозиции на свежем воздухе заканчивается, в следующем выпуске рассказ об этом интересном музее будет продолжен, в его ангарах имеется ещё много уникальных образцов самой разной техники.
Tags: Московская область, музей, поездки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Неожиданный ЗИС-5

    Вот уж чего я не ожидал встретить на трассе в 2021 году, так это ЗИС-5, однако вот он - попался на дороге Владимир-Иваново встречным курсом.…

  • День Победы и мемориал "Атака"

    Во первых строках, поздравляю всех с Днём Победы!!! А во-вторых, напишу про тематический памятник - мемориал "Атака", установленный в…

  • День радио и связи 2021

    Поздравляю с профессиональным праздником всех коллег - радистов и связистов! Без нас в современном мире - никуда. И по сему поводу хочу поделиться…

promo mib55 march 22, 2017 08:00 26
Buy for 50 tokens
Пару недель назад в Москве, в КВЦ «Сокольники», проходила очередная ретро-выставка "Олдтаймер-Галерея". Давно уже планировал выбраться на неё, в этом году таки добрался, и надо сказать, не пожалел. Главной частью выставки была экспозиция под названием "Первые моторы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments